24 мая 2019 04:49
фото: Алексей Шмалей

Двигатель прогресса

В 70 лет Александр Фаддейчев делится опытом работы с молодыми железнодорожниками

В среду, 17 апреля, в Приволжском учебном центре профессиональных квалификаций чествовали почётного железнодорожника Александра Фаддейчева. В этот день ему исполнилось 70 лет.
Большую часть жизни юбиляр посвятил локомотивному хозяйству. Находясь на заслуженном отдыхе, он преподаёт в дортехшколе устройство тепловозов. Молодёжь ходит на его занятия с удовольствием. Теорию Александр Петрович иллюстрирует примерами из своей богатой производственной практики и раскрывает секреты профессионального мастерства, которые не прочитаешь ни в одном учебнике.

– Александр Петрович – ходячая энциклопедия! – отметил заместитель начальника Приволжской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Кошельков. – Он мой учитель и наставник, обучивший всем тонкостям работы в локомотивном хозяйстве. Фаддейчев возглавлял локомотивное депо Саратов-2, когда я только начинал карьеру. Талантливый руководитель организовал работу таким образом, что про успехи нашего предприятия знал весь Советский Союз! Много внимания уделял молодёжи. Воспитал целую плеяду руководителей, работающих сегодня как на Приволжской магистрали, так и в центральном аппарате ОАО «РЖД». По случаю юбилея желаю ему крепкого здоровья и долголетия!

К тёплым словам Дмитрия Анатольевича в праздничный день присоединились начальник Приволжской дирекции тяги Сергей Рогов, его заместители Андрей Сычёв, Юрий Смирнов и начальник Приволжской дирекции моторвагонного подвижного состава Михаил Жирун. Все они ученики Александра Фаддейчева. В связи с юбилейной датой ему вручили медаль и благодарность «За многолетний труд, высокий профессионализм и весомый вклад в развитие предприятия».

Александр Фаддейчев возглавлял локомотивное депо Саратов-2 в эпоху перестройки. В этот период повсеместно входили в обиход такие понятия, как дефицит запчастей, хозрасчёт и так далее. От руководителя предприятия требовалось не только разбираться в тонкостях производственных процессов, но и в совершенстве владеть вопросами экономики и финансов. 

Переход на капиталистические рельсы совпал с электрификацией главного хода Приволжской магистрали. Поэтому в 1988 году начальник предприятия вновь сел за парту.

– К тому моменту у меня уже были дипломы Саратовского железнодорожного техникума и Всероссийского института инженеров железнодорожного транспорта, – уточнил собеседник. – Чтобы наладить работу на электровозах, я поступил в Волгоградский техникум железнодорожного транспорта на техника-электромеханика. Подчинённые последовали моему примеру.

Упомянутая веха – лишь верхушка айсберга. Чтобы в полной мере оценить вклад Александра Фаддейчева в развитие депо, нужно смотреть глубже.

В 1968 году юбиляр впервые сел в кабину тепловоза, а спустя 17 лет занял кресло начальника предприятия. В промежутке между этими датами были другие должности, на которых Фаддейчев постиг все тонкости локомотивного хозяйства. Незаурядные организаторские способности помогли ему наладить производство. Дефицитные запасные части для локомотивов научились восстанавливать в стенах депо. Для этих целей привлекался высококвалифицированный персонал, в том числе научные сотрудники ведущих заводов Саратовской области.

– Работать на нашем предприятии было престижно. Мы отбирали и трудоустраивали только лучших из лучших специалистов, – пояснил ветеран. – В итоге даже на поворотном круге у нас работал кандидат технических наук. Ещё один учёный с такой же степенью возглавлял участок по ремонту приборов. В те годы в депо существовала собственная экспериментальная группа, имеющая ряд патентов мирового уровня. Научные сотрудники занимались созданием и внедрением передовых технологий, благодаря которым наше предприятие прославилось на 1/6 части суши. Среди главных достижений отмечу восстановление ключевых деталей и узлов локомотивов с применением методов металлизации, обмеднения, цинкования, железнения и свинцевания. Удалось также наладить выпуск резинотехнических изделий: разнокалиберных прокладок, колец и так далее.

Для повышения мотивации работников Александр Петрович ввёл оригинальную систему премирования из фонда мастера. Руководители среднего звена получили чековые книжки с отрывными страницами. Они играли роль местной валюты и были привязаны к реальным лимитам, нормативам и калькуляциям по линии финансово-экономического блока. Наиболее трудолюбивые железнодорожники на протяжении месяца получали чеки, а потом обналичивали их в бухгалтерии. Про оригинальный подход узнали и в Москве. Руководители Министерства путей сообщения высоко оценили доклад Александра Петровича на данную тему на коллегии МПС. 

В 1986 году передовое предприятие посетил секретарь ЦК КПСС Егор Лигачёв, который был фактически вторым лицом в государстве после Михаила Горбачёва. Журналисты из программы «Время» сняли сюжет про это событие и показали саратовских локомотивщиков по центральному телевидению. 

– Я им сразу сказал, что хрустальных фужеров и красной ковровой дорожки они у нас не увидят, потому что хотим показать Егору Кузьмичу реальное производство, а не пустить пыль в глаза, – признался юбиляр. – Мы всегда руководствовались народной мудростью: «Как потопал, так и полопал!». И те, кто усердно работал, в итоге многого добились в жизни.

Со временем руководитель депо стал начальником дорожной службы охраны труда и промышленной безопасности. С этой должности он ушёл на пенсию   2009 году. 

Вклад Александра Петровича в развитие отрасли неоднократно отмечался благодарностями и наградами. Среди них – именные часы президента компании и знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД». Юбиляр не привык хвастаться собственными достижениями, но зато с гордостью говорит про успехи учеников и последователей из Приволжской дирекции тяги и других подразделений. Кто знает, возможно, кто-то из его нынешних курсантов также займёт достойное место в холдинге. 

Алексей Шмалей