21 октября 2019 02:36
21 октября 2019 02:36
фото: Дмитрий Дадонкин

На всех парах к Победе

«Воинский эшелон» посетил станции Астраханского региона Приволжской магистрали

Ретросостав «Воинский эшелон», сделавший 8 апреля первую остановку в каспийской столице, продолжил движение по маршруту Харабалинская – Верхний Баскунчак – Владимировка.
Гудок из прошлого

На Харабалинской «Воинский эшелон» ждали с большим нетерпением. Задолго до его прибытия на перроне стали собираться местные жители, школьники и военнослужащие.

– Поезд встречал и наш «Бессмертный полк» – ребята с фотографиями харабалинцев, которые отправлялись на фронт в таких же эшелонах. Каждый из них является для нас героем, – говорит заместитель главы муниципального образования «Ахтубинский район» Елена Головач. – Второй год ретропоезд прибывает на станцию, напоминая о подвиге нашего народа. И мы очень благодарны железнодорожникам за эту акцию.

На протяжении всех трёх часов стоянки поезда длинная очередь из желающих попасть в будку паровоза не редела. Такой же интерес проявлялся и к вагону-теплушке, где были представлены макеты оружия, солдатское обмундирование. 

Не только дети, но и взрослые не остались равнодушными к происходящему. Тамара Ряузова 80 лет живёт в Харабали. Её отец работал стрелочником на станции, деятельность которой не прекращалась даже во время бомбёжек. К счастью, в войну ему удалось уцелеть, как и другим её родным.

– Я живу рядом со стальной магистралью, – рассказывает Тамара Алексеевна. – Услышав гудок паровоза, сперва подумала, что мне послышалось. Это был как будто звук из прошлого. Поспешила увидеть сам поезд. Извините, тяжело говорить, от воспоминаний наворачиваются слёзы.

Рабочие будни

В пути следования у «Воинского эшелона» не только такие «парадные» остановки, но и технические для осмотра паровоза.

– На каждой стоянке производится смазка ходовых частей, практически ежедневно осуществляется профилактический осмотр, – поясняет бригадир участка ООО «ЖД Ретро-Сервис» Александр Голядкин. – Делать это необходимо, ведь у паровозов свои особенности. В колёсах, например, буксы с подшипниками скольжения, а не качения, как в тепловозах. Если не производить своевременную смазку, то подшипник станет нагреваться, выплавится баббитовый вкладыш, и машина попросту остановится.

Отремонтировать паровоз в полевых условиях непросто. Поэтому в числе его запчастей есть, среди прочего, комплектующие для насоса, который вырабатывает воздух за счёт пара. Если не будет воздуха, не будут работать тормоза. Кроме того, железнодорожники везут запас масел, деталей и нестандартный инструмент для ремонта и обслуживания.

Посёлок машинистов

В Верхнем Баскунчаке война затронула всех жителей. Они сделали огромный вклад в её победное завершение. Об этом собравшимся на перроне вокзала напомнил заместитель начальника Приволжской магистрали по Астраханскому территориальному управлению Сергей Свечкарёв.

К сожалению, время неумолимо. По словам представителя узлового совета ветеранов Антонины Юматовой, в населённом пункте осталось всего пять участников Великой Отечественной войны.

У машиниста Айвата Темиргалиева, как и у многих верхнебаскунчакцев, практически вся семья трудилась на железной дороге, в том числе и в военное время.

– Один дедушка убит в Польше, другой, водивший паровозы, похожие на тот, что сегодня прибыл на станцию, погиб между разъездами Шунгули и Молодость. Машинисты придумывали разные тактики, чтобы обмануть бомбардировщики. Например, ездили тендером паровоза по направлению к составу, получается, что «задом». Но это не всегда помогало. Однажды эшелон разбомбили. Никто не выжил. Сейчас на том месте установлены два памятника-обелиска. Мы за ними ухаживаем, – говорит Айват Темиргалиев.

Здесь же, в Верхнем Баскунчаке, паровоз Л-2055 сменил своего «коллегу» Л-2331. Машину, вставшую во главе эшелона, облачили в праздничное убранство, чтобы выдвигаться к следующему пункту назначения.

Только вперёд

– К приезду ретропоезда мы тщательно готовились, – рассказывает начальник станции Владимировка Лариса Джуба. – Организовали субботник, чтобы облагородить территорию станции. Также провели информационную работу, расклеили афиши, анонсирующие приезд состава.

Зрителей собралось немало. Юные ахтубинцы приходили целыми классами. Как пояснила преподаватель школы № 1 Мария Королёва, посещение подобных мероприятий планируется заранее, и детям такие экскурсии нравятся.

Не меньше эмоций от проведения акции испытывают и непосредственные её участники – машинисты паровоза.

– К нам подошёл дедушка. Мы помогли ему подняться в будку. Он огляделся и говорит: «Встретил поезд – вспомнил былое. Теперь можно и помирать», – делится машинист эксплуатационного локомотивного депо Сенная Юрий Кубрик. – А как-то ребятишкам показывали топку с горящими углями. Они закричали: «О! Это ад!».

Рядом с поездом на перроне выставочные экспозиции развернули районный краеведческий музей, ахтубинское отделение Российского военно-патриотического общества и местные коллекционеры. Культурно-досуговый центр Ахтубинска подготовил концертную программу.

Станция Владимировка провожала «Воинский эшелон», надеясь на встречу в следующем году.

Наталья Харина

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30