22 апреля 2019 11:00
фото: Любовь Каретникова

Находка с запалом

В тележке вагона осмотрщик-ремонтник обнаружил взрывоопасный предмет

По инструкции в пункте технического осмотра вагонники проверяют одну подвижную единицу с обеих сторон около 5 минут. В пункте технической передачи на контрольный осмотр работнику выделяется в 2 раза меньше времени. Алексею Чувыгину хватило его, чтобы заметить гранату в труднодоступном месте.
Чутьё не подвело

На станцию Жутово 18 января прибыл грузовой поезд с соседней дороги. Работники отставили состав на 4-й путь и отцепили от локомотива. Порожние вагоны готовились к отправлению. На ПТП эксплуатационного вагонного депо Максим Горький поступила команда проверить состав перед выходом в рейс. В тот день дежурил новичок Алексей Чувыгин. В должности осмотрщика-ремонтника он работал всего пять месяцев. Мужчина прошёл почти весь поезд. Обследовал ходовые части, автотормозное оборудование, автосцепное устройство, раму и кузов. Всё было в порядке, без отклонений от нормы.

– До конца состава оставалось четыре или пять вагонов. В одном из них, как мне показалось, мелькнул посторонний предмет, – вспоминает герой события. – Я заглянул во внутреннюю полость фрикционного клина гасителя колебаний – технологическое окно. Там лежала граната. То, что это Ф-1 времён Великой Отечественной войны, я понял сразу. Ржавая. Старая. С пришедшим в негодность запалом. Тем не менее боевая. 

Ручная граната французского происхождения Ф-1, в просторечии «фенюша», применялась для обороны против пехоты. Её использовали ещё в боях Первой мировой войны. В 1939 году советский инженер Фёдор Храмеев доработал взрывчатый боеприпас. Конструкцию запустили в массовое производство. В середине Великой Отечественной и после её окончания снаряд дважды усовершенствовали для повышения надёжности срабатывания. 

Последний раз Алексей видел гранату в армии. Он служил в ракетных войсках стратегического назначения в Астраханской области. На полигоне солдат обучали обращаться с этим видом снарядов. С тех пор прошёл 21 год. Однако Алексей не забыл главного правила – не прикасаться к опасному предмету. 

Алексей Чувыгин связался с дежурным по станции Жутово Алексеем Федоренко, старшим осмотрщиком-ремонтником вагонов Юрием Дроздом, первым заместителем начальника ВЧДэ-12 Сергеем Фоминым. К месту обнаружения поспешили работники ведомственной охраны. Выставили оцепление. Вскоре подъехала полиция. Сотрудники вызвали группу разминирования войсковой части № 22220. Через сутки бое-припас извлекли из технологического окна и обезвредили. 

Эхо войны

Земля Котельниковского района, где располагается станция Жутово, до сих пор хранит немало военных трофеев. С 3 августа по 28 декабря 1942 года территорию оккупировала группировка из десяти дивизий генерала-фельдмаршала Манштейна. Он пытался освободить 6-ю армию Паулюса из Сталинградского «кольца». С врагами сражались партизаны и тыловики. Против них выступила 2-я гвардейская армия под командованием генерала-лейтенанта Родиона Малиновского. У Дона шли жесточайшие сражения. Судьба Сталинградской битвы решалась на реке Мышкова. Именно тут советские солдаты остановили военачальника нацистской Германии, спешившего на выручку окружённому разработчику плана «Барбаросса». 

– С тех пор прошло 77 лет. Однако поисковые отряды и копатели продолжают находить на местах боёв останки солдат, оружие и военное имущество, – рассказывает коренной житель посёлка Октябрьский Алексей Чувыгин. – За железнодорожным мостом сохранились траншеи и окопы. Лет 5 назад на бывшем разъезде 140 км были обнаружены две авиабомбы. До сих пор земля периодически обнажает мины и снаряды. Она не забыла «горячий снег» 1942-го.

Старший осмотрщик-ремонтник Юрий Дрозд не помнит случаев нахождения взрывного устройства времён ВОВ в подвижном составе за последние 16 лет. 

– Это впервые в моей практике. Никогда такого не было, – отмечает Юрий Викторович. – Алексей Чувыгин работает в вагонном хозяйстве недавно. Однако, несмотря на небольшой опыт, он не пропустил подозрительный предмет. Алексей – внимательный и ответственный человек. Добросовестно исполняет обязанности и стремится постичь все тонкости профессии. 

Пример для подражания

Когда Алексей проходил стажировку продолжительностью в десять смен, он непременно брал с собой конспекты, которые писал на курсах в дорожной технической школе. Железнодорожник перечитывал их и задавал старшему контрольного поста уточняющие вопросы, стараясь вникнуть в мельчайшие детали рабочего процесса. Теперь наш герой трудится самостоятельно.

До перехода в ВЧДэ-12 Чувыгин более 18 лет был составителем поездов. Получив вторую специальность осмотрщика, стал при необходимости совмещать обязанности. Впоследствии железнодорожник принял решение полностью посвятить себя работе в вагонном хозяйстве. Сегодня он выполняет обязанности не только в Жутово, но и на других станциях от Гремячей до Канальной. За смену осматривает до 70 подвижных единиц. 

Рвением к работе наш герой подаёт пример коллегам. Об этом говорит и его друг осмотрщик-ремонтник Дмитрий Чехов. 

– Алексей – грамотный специалист. Знает руководящую документацию, исполняет требования безопасности. Никогда не откажет в помощи. У него всегда можно спросить как профессиональный, так и личный совет, – отзывается Дмитрий. – Чувыгин – душевный человек. Он не скажет дурного за спиной.

Как только оканчивается смена, железнодорожник спешит домой. Там его ждут супруга Марина и четырёхгодовалая дочка Маргарита.

Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30