17 июня 2019 10:37
фото: Татьяна Волченко

Компьютер не заменит учителя

Наставница Наталия Богомолова находит индивидуальный подход к каждому человеку

Дежурный по железнодорожной станции Трофимовский-2 Наталия Богомолова признана лучшим наставником 2018 года. Нагрудный знак и диплом за подписью начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова ей вручил руководитель Саратовского центра организации работы железнодорожных станций Олег Бабийчук.
Путь в профессию

Звонкий голос, оповещающий по громкой связи о манёврах на обслуживаемом участке, создал благоприятное впечатление о его обладательнице ещё до личного знакомства с ней. Когда представилась возможность понаблюдать за оперативностью в выполнении должностных обязанностей, стало понятно: Наталия Владимировна – высококлассный специалист. Однако сегодняшняя уверенность в интонациях и действиях появились, по словам собеседницы, не сразу. Этому предшествовала длительная подготовка сначала в профтехучилище, затем одновременно в МИИТе и на рабочих местах под руководством опытных коллег. 

– За 12 лет на стальной магистрали я не значусь в стажёрах только последние два года, – признаётся Богомолова. – Пришла пора самой делиться знаниями с учениками.

Кто знает, как сложилась бы жизнь нашей героини, если бы не обстоятельства. Они вынудили девушку задуматься о получении профессии и трудоустройстве задолго до школьного выпускного. Окончив 10 классов, она пошла учиться в Аткарское ПТУ № 21. Выбрала специальность, связанную с обработкой перевозочных документов. Несмотря на то, что Наталия о стальной магистрали на тот момент имела поверхностное представление – в её семье не было железнодорожников – профильные дисциплины давались легко. Вскоре девушка смогла совместить теорию с практикой. 

– Меня приняли секретарём на станцию Аткарск. Её начальник Алексей Калинин стал моим первым наставником, – вспоминает Богомолова. – Именно он привил мне уважительное отношение к компании, сотрудникам. Всегда повторял: «Ты – лицо и голос предприятия. Должна выглядеть и вести себя так, чтобы людям было приятно с тобой общаться».

Урок железнодорожница усвоила твёрдо. Она старалась делиться с окружающими позитивом вопреки трудностям, которых оказалось немало. Их преодоление способствовало дальнейшему развитию и повышению компетентности.

Непосредственное знакомство с железной дорогой у Наталии Владимировны состоялось во время работы в технической конторе. Благодаря наставничеству старшего оператора Елены Саяпиной она научилась «читать» цифровые обозначения вагонов. 

– Сначала было страшно. Не знала, с какой стороны подходить к поездам. Меня пугал громкий лязг колёсных пар. Но проблем со счётом не испытывала. Коллеги удивлялись, с какой лёгкостью я запоминала восьмизначные номера 35 вагонов кряду, – говорит наша героиня. 

Наталия два года постигала азы профессии оператора маневровой вышки, а затем была переведена в дежурные по парку. Кругозор постепенно расширялся. Фрагментарные знания стали складываться в единую картину. Росла и ответственность. На момент назначения дежурным по станции Красавка в 2013 году от прежних сомнений и страхов, что «вдруг не получится», у железнодорожницы не осталось и следа. 

– Об уходе из отрасли я никогда не думала. И упадническим настроениям не поддавалась. Они просто не успевали мною овладеть – так часто менялась сфера деятельности. Мне повезло, что я начала свой трудовой путь на станции Аткарск. Там каждое лето проходит ремонт. А это – авральный режим. Лучших условий для практики не придумать, – отмечает Богомолова. 

И работа, и хобби

На станции Трофимовский-2 наша героиня трудится четыре года.

– Наталия зарекомендовала себя грамотным, дисциплинированным работником. Её отличает исполнительность и высокая работоспособность. Поручения выполняет быстро, имеет хорошие деловые качества, – отзывается о подчинённой заместитель начальника станции Денис Нестеров. 

По мнению Богомоловой, большую роль в её профессиональном становлении сыграли природная любознательность, желание самосовершенствоваться и коллеги-наставники.  

– Каждому учителю приятно, когда его ученик тянется к знаниям, – считает собеседница. – Я никогда не стеснялась задать уточняющий вопрос. Интересовалась даже тем, что не имело прямого отношения к должностным обязанностям. Что это за стрелка? Какие грузы перевозят в вагоне? Почему здесь деревянная шпала, а там – железобетонная? Для меня всё было важно.

Теперь Наталия Владимировна сама подробно и компетентно отвечает на вопросы учеников. Она подготовила уже трёх специалистов. Двое прошли аттестацию и теперь успешно трудятся на станции Трофимовский-2. Ещё одному стажёру – Марии Логиновой – в прошлом году была объявлена благодарность начальника Приволжской дирекции управления движением Александра Ламанова.

– Наталия Владимировна – внимательный, мудрый учитель, – отзывается о наставнице сотрудница Наталия Никитюк. – К любому человеку находит индивидуальный подход. Она психолог от природы: чувствует, что с одним нужно вести себя жёстче, быть требовательной, с другим – мягче, проявлять тактичность и выдержку. Общительна, обладает широким кругозором и хорошим чувством юмора. Всегда поддержит, если видит растерянность или неуверенность. Но и приструнит при необходимости. 

Как считает наша героиня, в каждом ученике изначально есть искорка. Её можно и затушить, и разжечь. Роль учителя здесь очень важна. И сколько бы ни говорили о том, что его сегодня с лёгкостью может заменить компьютер, это не так.

– Человеческий фактор – один из определяющих, – считает собеседница. – Тонкости и нюансы профессии раскроет только опытный специалист. Даже в высокоразвитых странах, где всё компьютеризировано, рядом с техническим прибором стоит человек. Он объясняет, как работает та или иная машина, на какую кнопку нужно нажать, чтобы её включить. Можно долго читать инструкции, но не понимать их содержания. Однако достаточно раз увидеть последовательность действий, и всё сразу проясняется. Впрочем, про книги также не стоит забывать.

Указывая на книжный шкаф в углу рабочего кабинета, Богомолова справедливо подмечает, что техника в любой момент может дать сбой. И если рядом нет того, кто исправит ситуацию, выручают учебники. При этом важно знать, какую страницу следует открыть. Следовательно, знакомиться с новой информацией или освежать в памяти имеющуюся нужно регулярно. 

– Беру книги в дорогу во время путешествий, читаю перед сном, – говорит Наталия Владимировна. – К чтению приобщаю и 15-летнюю дочь Таисию. 

В свободное от работы и учёбы время мама с дочкой ходят в кино, театр, слушают музыку, обсуждают те или иные события общественной жизни. В воспитании Таисии наша героиня использует те же методы, что и в наставлении стажёров. Никакого дискомфорта из-за разницы в возрасте не испытывает. Она уверена, что пресловутый конфликт поколений зачастую возникает не из-за нигилизма молодёжи, возвеличивающей роль материальных ценностей, а по причине нежелания взрослых развиваться, открывать новые горизонты, отвечать вызовам времени. 

– Мы выросли, создали семью, родили детей. Многие достигли определённых высот в работе, получили награды и теперь почивают на лаврах. А ведь перестать развиваться – всё равно, что начать деградировать, – утверждает собеседница.

Для себя она твёрдо решила не останавливаться на достигнутом. Ориентируется на тех, кто упорно идёт вперёд, преодолевая всевозможные барьеры. 

– Я мечтаю вновь оказаться в роли стажёра. Но теперь уже в Управлении Приволжской железной дороги. Хочу стать поездным диспетчером, – признаётся собеседница.

Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30