26 мая 2019 20:31
фото: Любовь Каретникова

Поезда в миниатюре

В Волгограде представили действующие модели подвижного состава и станций

На малой Приволжской впервые состоялась модульная выставка железнодорожной техники. Свои коллекции представили восемь единомышленников из Волгограда и столицы России. Всего было презентовано свыше 250 экспонатов, изготовленных как на заводе, так и вручную.  
Мероприятие проходило на детской железной дороге с 23 по 24 февраля. На первом этаже были выставлены авторские прототипы техники различных размеров.

P1390606.JPG

– Это модели крупного масштаба. В России их изготавливают единицы умельцев. Один из них – наш земляк Артём Джаналиев, молодой историк железных дорог. Данные экспонаты не имеют аналогов, – сообщает организатор выставки, моделист Даниэль Шамшик. 

Под стеклом представлены экспериментальная двухъярусная подвижная единица, вагон-ледник 1908 года, маневровый мотовоз, полувагон и служебная автомотриса 1935 года. Модели воссозданы по коллекциям чертежей. Подробная схема конструкции – настоящая находка для мастера.

В экспозицию включены и работы самого Даниэля. Он их сделал без помощи станков с ЧПУ и 3D-принтеров. 

– Я не использую профматериалы. Беру то, что есть под рукой: пластик, картон, фольгу, алюминиевые банки. Сам вырезаю, выпиливаю, паяю, – рассказывает макетчик из Волжского. – Например, поручни выполнены из стальных волосков щетки по металлу. Вертикальные сигналы – это обычные булавки. Сирены – из литника. Чаще моделисты их выбрасывают, а я нагреваю на зажигалке и вытягиваю. После обрезаю в нужных границах и получаю гудочек.

Особая гордость автора – дрезина ДГКу. В ней более 500 деталей, сделанных вручную. На изготовление выправочно-подбивочно-отделочной машины ВПО-3000 мастер потратил около года: настолько трудоёмкой оказалась работа. Особый интерес у посетителей выставки вызвала модель снегоочистителя ФРЭС-2. У неё функционируют фрейзерные ножи и воздушная турбина.

– Я ставлю машину на рельсы, цепляю к тепловозу. Рядом насыпаю гору соды, имитирующей снег, и ФРЭС-2 его убирает, разбрасывая пылинки в разные стороны на 1,5 м. За ней следует другая модель ПОМ и сдувает то, что предыдущая не собрала, – рассказывает Даниэль.

Представлен на выставке и снегоочиститель «Таран» 1950-х годов. У него включается свет, поворачиваются боковые крылья. 

В этом же зале экспонируются и самые крохотные поезда, в 160 раз меньше оригинала. Коллекция Андрея Платонова занимает три полки. 

– Модели в таком масштабе сложно сделать своими руками. Увлечение специфическое, редкое, но мы его развиваем, – объясняет моделист. 

В холле второго этажа на большом макете возвышается скульптура «Родина-мать зовёт!». У подножия кургана раскинулась станция. Здесь представлены модели с маркировкой «Приволжская железная дорога». На путях стоит восстановительный поезд станции имени Максима Горького, рядом – спецтехника путевой механизированной дистанции Волгоград.  

– Это путерихтовщик системы Балашенко, – указывает Даниэль Шамшик. – Такая модель в России есть только у меня. Все её механизмы двигаются. Их можно привести в рабочее состояние. Пневмоочистительная машина снабжена моторами, цифровым декодером, световыми маячками и управляется дистанционно. 

Из соседнего кабинета раздаются гудки. В его центре расположен ещё один модульный макет. По кругу торопятся длинносоставные товарные поезда и ускоряется «сапсан». Здесь же свою работу представил начинающий моделист, оператор при дежурном по станции имени Максима Горького Денис Тараканов.

– Сначала я построил один путь, потом другой. На этом не остановился и сделал модуль. В результате получились станция и перегон. Моделизмом занимаюсь только год, поэтому у меня всё впереди, – уверен мастер.

Станцию Петрушино, которая вскоре будет переименована в Денисовку,  железнодорожник придумал сам. По её путям курсируют локомотивы 2ТЭ-10У, ТЭП-70 с грузовыми вагонами и мотовоз МПТ-4. За их движением на выставке внимательно следит четырёхлетний ребёнок. 

– Иван очень увлечён железной дорогой. Любит смотреть на грузовые поезда. Откуда такой интерес, не знаю, – пожимает плечами мама Галина Грусюк. – Ранее мы посещали передвижную выставку на вокзале, а сегодня посмотрели музей истории. Нам понравилось. 

Отдельный макет посвящён пассажирскому движению. Москвич Антон Недовиченко привёз фирменные составы «Лотос» и «Волгоград» из своей коллекции. Всего в ней около 40 поездов до 19 вагонов каждый.

– Я не мог не приехать: у меня же есть фирменный волгоградский поезд, – поясняет собеседник. – В России выставки проводятся в Санкт-Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону. В столицах мероприятие приобретает коммерческий характер, чему я противник. Рад, что Волгоград принял эстафету. Выставка проходит великолепно. 

Экспозиция вызвала интерес у горожан. Только за субботу её посетили около 2 тыс. человек. Теперь организаторы строят масштабные планы на будущий год. 

Любовь Каретникова