26 мая 2019 02:18
фото: Алексей Шмалей

Вернулись не все

>Начало |1

Игорь Харламов проходил срочную службу с августа 1984-го по август 1986-го на стратегическом перевале Саланг в горах Гиндукуш и в городе Баграм. 

– Я бы мог рассказать про боевые столкновения и прочие инциденты, происходившие в Афганистане, но про это и так уже столько всего написано... По воспоминаниям ветеранов выпущено много книг и фильмов. Считаю, лучше думать о том, как сохранить мир сегодня и в будущем. И чтобы наши дети жили без войн, – подчеркнул Игорь Харламов. – Мы с боевыми товарищами возлагаем 15 февраля цветы к памятнику воинам-интернационалистам, что на площади Ленина.

Для электромеханика Волгоградского территориального участка Приволжского центра метрологии Александра Кобелькова война началась в 1982-м. Сперва служил на авиабазе в Кабуле, затем – в Баграме.

– Был техником в составе ремонтной группы. Мы обслуживали авиационную технику до и после вылетов. Иногда приходилось устранять повреждения, полученные в результате обстрелов, – вспоминает Александр Кобельков. – Первые недели я служил помощником у опытного специалиста, а потом сдал зачёты и стал работать самостоятельно.

Александр Кобельков ремонтировал самолёты, а летали на них парни вроде начальника мобилизационного сектора специальной службы Приволжской железной дороги Владимира Печёркина. Его командировали в Афганистан в 1988 году вскоре после окончания Саратовского высшего военного авиационного училища лётчиков. На счету Печёркина – десятки боевых вылетов. Их маршруты в основном пролегали над пустыней Регистан, расположенной в южной части Афганистана. Её площадь превышает 40 тыс. кв. м, и на любом из них могла подстерегать смертельная опасность. За 12 месяцев службы Владимир Печёркин зарекомендовал себя как первоклассный лётчик. За проявленные мастерство и храбрость ему вручили медаль «За боевые заслуги».

Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Анисовка Геннадий Котенко служил в погранвойсках. В мае 1982 года он поступил в школу сержантского состава, базировавшуюся в городе Мары Туркменской ССР. Спустя полгода парню присвоили звание младшего сержанта. Непосредственно в Афганистане он заступал в караул полгода, остальное время провёл в Пянджском погранотряде.

– В Афганистане наша основная задача сводилась к охране важного стратегического объекта – автомобильного моста, соединявшего две провинции, – вспоминает машинист. – Перед тем как прибыли туда, басмачи его взорвали, а наши специалисты – восстанавливали. Сначала мы охраняли рабочих, а после возвращения объекта в эксплуатацию предотвращали диверсии. 

Электромеханик участка Астраханской дистанции электроснабжения Марсель Ажимулаев проходил службу в 177-м мотострелковом полку на участке Джабаль – Уссарадж. Война в Афганистане для него закончилась тяжёлым ранением. Сражаться там также довелось слесарю Саратовской дистанции гражданских сооружений Александру Мандрику, трактористам восстановительного поезда № 4 станции имени Максима Горького Владимиру Татаринцеву и Виктору Стратану и ещё нескольким десяткам железнодорожников. По случаю 30-летия вывода советских войск из Афганистана хочется пожелать им крепкого здоровья, а всем нам – мирного неба над головой.

Алексей Шмалей