23 марта 2019 05:51
фото: Алексей Шмалей

Снова за парты

Главные инженеры структурных подразделений полигона Приволжской железной дороги проходят обучение в новом формате

На Приволжской магистрали ведётся работа по развитию ключевых направлений инженерной деятельности. В связи с этим 30 января в Астраханском территориальном управлении состоялся первый обучающий семинар для главных инженеров предприятий и специалистов, курирующих соответствующие блоки вопросов.

Вячеслав Шатохин, начальник службы технической политики Приволжской железной дороги

пятница_2_2.jpg

– Вячеслав Анатольевич, для чего было организовано данное мероприятие?

– Уже не первый год на Приволжской железной дороге ведётся системная работа по развитию инженерной деятельности. Она подразумевает 15 направлений, включая рационализацию, бережливое производство, снижение негативного воздействия на окружающую среду, улучшение условий труда и другие. Её значимость и объём невозможно переоценить. Ведь под инженерной деятельностью подразумевается любая работа в сфере науки и материального производства.

Для определения эффективности главных инженеров дорог в ОАО «РЖД» составляется ежегодная рейтинговая оценка, учитывающая основные критерии. Согласно ей организация инженерной деятельности на полигоне Приволжской магистрали – в числе передовых на сети. 

На протяжении последних пяти лет мы стабильно входим в пятёрку лучших, а в текущем – планируем подтянуть статистику по ряду отстающих позиций. Например, в части экономии топливно-энергетических ресурсов и повышения надёжности технических средств. В связи с этим по итогам 2018-го составлен список предприятий, не сумевших достигнуть целевых показателей в разрезе одной или нескольких программ инженерной деятельности. Они находятся у нас на особом контроле.

Во всех регионах Приволжской дороги были разработаны концепция и график проведения обучающих семинаров для причастных к инженерной деятельности специалистов. Мы планируем повысить их уровень знаний и квалификацию. Для нас важно, чтобы представители инженерного блока дороги владели передовыми методами и процессами, применяемыми в отрасли. Именно это и являлось целью нашего мероприятия.

– Правильно ли я понял, что в подобном формате семинар прошёл впервые?

– Железнодорожники и прежде участвовали в различных обучающих курсах, но здесь мы сделали акцент не столько на теории, сколько на практической отработке полученных знаний. Поэтому на ваш вопрос можно ответить утвердительно.  

Начинался семинар с теории. Перед собравшимися выступали ведущие специалисты и руководители центров, служб и отделов РЦКУ, курирующие главные направления инженерной и финансово-экономической деятельности. Спикеры рассказали про принципы единой технической политики, влияние инженерной деятельности на выполнение ключевых показателей, процессное управление, систему внутреннего контроля в ОАО «РЖД», основные требования нормативных документов по охране труда и энергосбережению. Отдельные презентации посвящались научно-технической информации и библиотечной деятельности, метрологическому обеспечению средств измерений, экологической безопасности и инвестиционной политике ОАО «РЖД». Для закрепления полученной информации обучаемым раздали справочники с технико-экономическими показателями эксплуатационной работы, напрямую зависящими от качества инженерной деятельности. Издание подготовили специалисты аппарата управления Приволжской железной дороги, а его разделы посвящены ключевым направлениям работы главных инженеров.

– Как проходила практическая часть семинара?

– Во второй части мероприятия всех участников разделили на три группы, каждой из которых предстояло решить определённую задачу. Например, от команды № 1 требовалось сформировать чек-лист для подготовки структурных подразделений к проверкам соблюдения природоохранного законодательства. Вначале изучались вопросы, затрагивающие экологические и финансовые риски для ОАО «РЖД». Получившийся список ранжировали по степени возможного ущерба, после чего наметили корректирующие меры по каждому из них.  

За другим круглым столом обсуждались предложения для повышения эффективности работы комплексной системы оценки состояния охраны труда КСОТ-П. Причём как на отдельном предприятии, так и на стыке хозяйств. Главные инженеры выявили основные причины нарушения требований охраны труда, способные обернуться травмированием работников и наложением штрафов со стороны федеральных органов исполнительной власти. Их также отсортировали в зависимости от степени тяжести и возможного ущерба, а потом наметили корректирующие мероприятия. 

Третья группа разбиралась в причинах недостижения установленных показателей эффективности в области энергосбережения. Мы обозначали проблемы, а обучаемые старались найти пути решения.  

В заключительной части семинара от каждого круглого стола выступили спикеры. Они доложили о полученных результатах. В перспективе эта информация будет доведена до главных инженеров всех структурных подразделений полигона дороги.

– Тематика практических заданий в регионах различается?

– Безусловно. Для волгоградских и саратовских инженеров тематическое содержание семинаров будет иным, но сам формат проведения мероприятия – от теории к практическому тренингу – останется неизменным. Железнодорожники, прошедшие обучение, сначала работают над решением обозначенных задач, потом делятся результатами и информацией с представителями соседних регионов. Для этих целей подходит наш традиционный «час главных инженеров», проводимый еженедельно с подключением студий территориальных управлений. В итоге полученный опыт тиражируется по всем подразделениям.

– Когда планируете обучать саратовских и волгоградских специалистов?

– В Волгограде семинар намерены провести 28 февраля. Через месяц аналогичное мероприятие состоится в Саратове. Организация подобных мозговых штурмов способствует развитию инженерной деятельности на полигоне Приволжской дороги, а значит, в перспективе проводимая работа может сказаться на улучшении соответствующей рейтинговой оценки.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28