22 февраля 2019 22:13
фото: Личный архив

Достояние отрасли

Рационализаторские предложения приволжан получили высокую оценку на сетевом уровне

В компании подвели итоги ежегодного смотра-конкурса изобретений и рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД». В активе приволжан первое и второе место, а также три поощрительных вознаграждения.
По словам организаторов, в 2018 году основными критериями оценки проектов были экономический эффект, технический уровень, новизна и оригинальность решений, перспективность успешного внедрения. Отталкиваясь от данных показателей, определялись тройки финалистов.

– В заключительную часть конкурса от Приволжской магистрали прошли 37 технических решений в девяти номинациях. Это на семь предложений больше, чем было в финале «Идеи-2017». По сравнению с 2016-м прирост получился двукратным, – сообщила ведущий специалист отдела службы технической политики Приволжской железной дороги Нина Кириллова. – Фактически каждая третья работа принадлежит авторству рационализаторов в возрасте до 35 лет. Это свидетельствует о популярности данного конкурса среди молодых железнодорожников.

В первую очередь следует отметить технолога производственного участка Астраханский Приволжской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Максима Арсенова. Он победил в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение молодого рационализатора, направленное на повышение надёжности и отказоустойчивости технических средств железнодорожного транспорта». Рацпредложение называется «Способ предотвращения излома изоляции кабеля датчика пути и скорости ДПС-У-01».

– В процессе эксплуатации датчиков иногда кабель изламывался в том месте, где он заходит в корпус, – рассказывает Максим Арсенов. – Это случалось из-за воздействия динамических колебаний. В результате возникали дополнительные затраты, связанные со снятием и установкой упомянутого датчика, а также заменой или ремонтом кабеля. 

Железнодорожник придумал способ усиления уязвимого места. Для этого ему потребовалась 20-сантиметровая стальная пружина и немного сноровки. Теперь часть кабеля, принимающая наибольшие нагрузки, пролегает внутри металлической спирали. Она гасит колебания, передаваемые от колёсной пары локомотива, значительно продлевает срок службы изоляции и спрятанных в ней проводов. Годовой экономический эффект от внедрения составил 29,7 тыс. руб.

Второе месте в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение молодого рационализатора, направленное на повышение производительности труда, снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт технических средств железнодорожного транспорта» заняли сотрудники Астраханского территориального участка Приволжской ДТВ – главный механик Валерий Диордиев, мастер Александр Горшков и слесарь-ремонтник Руслан Имашев. Они изменили систему заполнения солерастворительной ёмкости, участвующей в процессе обработки фильтров системы химводоочистки.

– Объект внедрения расположен в котельной ППС на станции Аксарайская-2, – уточнил Валерий Диордиев. – До реализации рацпредложения техническая вода из водопровода подавалась в систему фильтрации. Затем подогревалась, деаэрировалась и попадала в паровой котёл. Пройдя все стадии, она наполняла солерастворительную ёмкость. Ежегодно на эти цели уходило порядка 2 тыс. кубометров данного ресурса. 

Сократить его потребление и снизить объём сбросов сточных вод позволило подключение к процессу накопительной ёмкости, предназначенной для сбора воды из системы охлаждения насосов. Теперь она питает солевую ячейку. Достигнутый экономический эффект превышает 264 тыс. руб.

Ещё три рацпредложения приволжан-финалистов конкурса заслужили поощрительные награды. В номинации «Лучшее техническое или технологическое решение,  направленное на повышение производительности труда, снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт технических средств железнодорожного транспорта» отметили две оригинальные задумки. Первую успешно внедрили в пункте технической передачи вагонов станции Балаково  эксплуатационного вагонного депо Анисовка. Там отказались от услуг маневрового тепловоза ЧМЭ3 за счёт применения лебёдки в тупике, где вагоны проходят техобслуживание и плановые виды ремонта. 

Раньше локомотив подвозил вагоны к ПТП, а также производил манёвры на территории объекта. Это требовалось для расстановки подвижного состава по ремонтным позициям. Каждая заявка на предоставление тяги оборачивалась существенными эксплуатационными расходами. Избавиться от них позволило внедрение лебёдки для перемещения грузовых вагонов.

– С её помощью мы можем подтягивать вагоны под домкраты или кран-балку без маневрового тепловоза, – пояснил автор рацпредложения, вагонный мастер Денис Логашов. – В вагонах есть крюки для захвата лебёдкой, поэтому проблем с их перемещением по участку не возникает. За передвижение отвечает обслуживающий персонал. 

Благодаря удачному расположению устройства вагоны могут транспортироваться в обоих направлениях. Экономический эффект превысил 706 тыс. руб. По словам рационализаторов, применение лебёдки позволяет не только безопасно перемещать подвижной состав без локомотива, но и снижать простой вагонов в ремонте. 

Вторую поощрительную премию в вышеуказанной номинации присудили главному механику Александру Алексеенко и вагонному мастеру Петру Молчанову из эксплуатационного вагонного депо Анисовка. Они модернизировали схему подачи сжатого воздуха по воздушной магистрали системы УЗОТ (устройство зарядки и опробования тормозов).  

– Ранее выработанный сжатый воздух из компрессорной установки поступал по трубопроводу сразу в воздухосборники, где из-за выходящего горячего воздуха образовывался конденсат, – пояснил Александр Алексеенко. – Машинисты компрессорных установок избавлялись от него по 4-6 раз за смену, но сжатый воздух с конденсатом всё равно попадал в приборы УЗОТ. Это приводило к сбоям в работе системы.

Для решения этой проблемы вагонники увеличили длину трубопровода и установили дополнительные промежуточные воздухосборники, выполняющие функцию осушителей. В них собирается конденсат, а очищенный воздух без нежелательных примесей поступает в систему УЗОТ. Реализация рацпредложения позволила организовать бесперебойную работу устройств зарядки и опробования тормозов, а годовой экономический эффект достиг без малого 900 тыс. руб.

Третье поощрительное вознаграждение в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение молодого рационализатора, направленное на профилактику производственного травматизма, электротравматизма и улучшение условий труда работников железнодорожного транспорта» получил электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования Астраханской дистанции гражданских сооружений Денис Суров. Приволжанин разработал и внедрил приспособление для штукатурки стен в труднодоступных местах. Оно изготовлено из листового металла, сваренного в виде конусообразного «бункера», крышки и ручки-пистолета от механического краскопульта. С её помощью подаётся воздух в контейнер со смесью. Затем под давлением раствор распределяется по поверхности. 

– Приспособление даёт возможность выравнивать любые стены даже в самых труднодоступных местах, – подчеркнул автор. – Оно позволило снизить трудозатраты персонала: теперь вместо трёх человек задействуется один.

Также увеличились площадь и объём выполняемых работ за единицу времени и улучшились условия труда. 

– Приволжане добились неплохих результатов на сетевом смотре-конкурсе. Это станет отличным стимулом для реализации новых рацпредложений, – уверена Нина Кириллова. – Ведь помимо денежных премий авторы лучших предложений получают дипломы, подписанные руководством ОАО «РЖД». Такое признание дорогого стоит.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28