22 февраля 2019 21:27
фото: Алексей Шмалей

Влюблённый в стальную магистраль

Саратовец готовится к защите исследования по истории железной дороги

Тема кандидатской диссертации ведущего специалиста отдела научной работы и инноваций  Саратовского социально-экономического института Алексея Белых – «Рязано-Уральская железная дорога в годы Великой Отечественной войны».  Свой выбор молодой учёный объясняет искренним интересом к истории стальной магистрали, который зародился ещё в детстве.
Хобби на вырост 

– Родители поехали на вокзал Саратова покупать билеты и взяли меня с собой, – вспоминает собеседник. – Когда вышли на перрон, увидели тепловоз. Это был ТЭП60 – раньше такие ходили по Приволжской. Он меня поразил своим внешним видом и внушительным размером.

Для четырёхлетнего  мальчика это было настоящим открытием. Вскоре среди его игрушек появились тематические раскраски и паровозики. Позже их сменили книги и фильмы о железной дороге. Увлечение темой было настолько сильным, что юноша занялся моделированием, начал конструировать мини-образцы дорожной техники из пластика и железа.  В его коллекции появились модели паровозов и некоторых тепловозов. Сейчас их более тридцати. 

Когда по окончании школы пришла пора определяться с выбором дальнейшего жизненного пути, Алексей решил поступать в Саратовский социально-экономический институт. Перспективный парень, окончивший вуз с отличием, сдал экзамены в аспирантуру и остался работать на кафедре. Тут-то ему и предоставилась возможность совместить  своё хобби и профессию.  

В настоящее время он продолжает пополнять знания о РЖД, готовится к защите кандидатского минимума и с удовольствием читает лекции по отечественной истории, истории экономики. Алексей – автор 16 статей и одной главы монографии в рамках исследуемой темы. На вопрос: не жалеет ли, что всем другим предпочёл стезю учёного, недоумённо пожимает плечами. Непопулярность этого рода деятельности среди современной молодёжи его вовсе не смущает. 

– Я рад, что детское увлечение «выросло» в серьёзное занятие. Оно приносит мне удовольствие. К тому же мне всегда было приятно работать с людьми. В окружении студентов чувствую себя  комфортно и уверенно. Преподавательская деятельность мне интересна, – признаётся наш герой.

История открывает тайны

Алексея часто можно встретить в библиотеках и архивах Саратова. Он нередко делает запросы в аналогичные госучреждения Волгограда и Астрахани. Тщательно изучает документы, газетные и журнальные публикации. Восстанавливает хронологию развития железнодорожной отрасли. Её специальности сегодня очень востребованы. Однако защитить свои знания в качестве кандидата или доктора наук по данному профилю решится далеко не каждый.

– За последние семьдесят лет не написано ни одного фундаментального труда о роли стальных магистралей в истории Поволжья. Есть лишь фрагментарные исследования, – констатирует Белых. 

А сколько интересных фактов остаётся без внимания современников! Пусть многие из них всё ещё под грифом «секретно» – тех, что доступны для ознакомления, вполне хватит на несколько диссертаций. 

– Мне, к примеру, было любопытно узнать, как организовывался быт эвакуированных людей на территории Саратова и области в начале 1940-х годов, какое участие в этом принимали  железнодорожники. Они создавали вагоны-прачечные, вагоны-пекарни, – рассказывает Алексей. – Вот ещё один интересный факт, который сейчас замалчивают во многом по политическим соображениям: бунт эвакуируемых с территории Западной Украины. Беженцы отказывались ехать на Урал и выходили на открытое боестолкновение с сотрудниками милиции.  

В годы Великой Отечественной войны саратовцы защищали свой город, крупные объекты инфраструктуры от опасности. Железнодорожный мост, что находится в районе Увека, был перекрашен в серо-зелёный свет. Это сделало его плохо различимым с высоты и помогло сохранить во время вражеских бомбёжек. 

Пути развития

Говоря о событиях прошлого, наш герой проводит параллели с настоящим: погодные условия неоднократно затрудняли работу стальной магистрали. Снежной зимой 1938-1939 годов было зафиксировано сразу несколько крупных аварий. Заносы препятствовали движению поездов, на станциях часто образовывались пробки из-за скопившихся на путях вагонов и локомотивов. Это вынуждало работников дороги отставлять некоторые из них прямо в снег, чтобы освободить путь для транзитных составов.  

Есть у молодого учёного мнение и по поводу дальнейших перспектив Приволжской дороги.

– Вот, к примеру, если проводить аналогию  между Саратовским железнодорожным узлом и  Московским, то акцент нужно сделать на развитие пригородного сообщения. Это позволит решить такую актуальную проблему, как дорожные заторы в черте города. Здесь же уместно говорить о создании своеобразного кольцевого движения по столичному образцу, имею в виду проект западного обхода Саратовского узла, который неплохо было бы дополнить созданием специализированных товарных станций или хабов, которые в оперативном режиме могли бы заниматься погрузкой груза на малотоннажный автотранспорт. Это способствовало бы решению проблемы, связанной с затруднительным движением большегрузов в черте города, а также на междугородних трассах. 

Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28