22 февраля 2019 21:10
фото: Алексей Шмалей

Проблеме – инновационное решение

Приволжане заключили девять соглашений о сотрудничестве с научно-техническими центрами

Поскольку спрос и потребности клиентов в железнодорожных перевозках постоянно растут, работникам магистрали необходимо совершенствовать технологии производства.
Решение найдено

– Так как в регионах Приволжской дороги нет отраслевых вузов, то работу в области научно-технической деятельности до последнего времени выполняли самостоятельно, – говорит  заместитель начальника службы технической политики Руслан Султанов. – Мы нередко испытывали затруднения: сказывался дефицит инновационных идей.

Решение проблемы было найдено в прошлом году. Руководитель дороги Сергей Альмеев, посетив госуниверситет, бизнес-инкубатор и технопарк Астраханской области, выступил с инициативой о налаживании с ними взаимодействия. Представители научной среды предложение поддержали. Началась работа над созданием рамочных соглашений о сотрудничестве. 

– Вне сомнений, оно взаимовыгодно, потому что способствует формированию постоянно действующей площадки для поиска, обсуждения и внедрения новых техустройств, – уверен Руслан Бисолтович.

От замысла – к воплощению

Первый документ о партнёрстве был подписан с бизнес-инкубатором Саратовской области в ноябре минувшего года. Эстафету подхватили научно-технические центры Астраханского региона. Это произошло на расширенном Совете главных инженеров Приволжской магистрали, который состоялся на базе госуниверситета каспийской столицы полтора месяца назад. Там же было принято решение о проведении совместных заседаний, чтобы генераторы идей имели представление о существующих на дороге потребностях, а также возможность для презентации своих разработок. 

– Сегодня договорённость о сотрудничестве достигнута со всеми техническими вузами трёх регионов, – констатирует Султанов. – Более того, специалисты научных центров уже задействованы в совершенствовании ряда стартап-проектов, инициированных железнодорожниками.

На март запланирован очередной консилиум заинтересованных сторон, чтобы проанализировать первые результаты совместной деятельности. Встреча состоится в Волгограде на базе детской железной дороги. В работе Совета примут участие представители инновационных структур, специалисты Приволжских дирекций и структурных подразделений. 

На данный момент вниманию железнодорожников представлено более двадцати предложений, касающихся разных направлений производственной сферы. Наиболее значимые из них в случае одобрения главным инженером холдинга попадут в инвестиционный портфель для последующей актуализации на дороге.

Перспектива осязаема

Волгоградский технический университет заинтересовался проблемами энергоэффективности на магистрали. У госучреждения есть серьёзный опыт работы в этом направлении. Также оно готово поделиться своими разработками новейших твёрдых покрытий и кровельных материалов, предназначенных для объектов инфраструктуры. 

Конкретная задача поставлена и перед Астраханским госуниверситетом. Учёные откликнулись на предложение разработать проект по изменению способа регулирования скорости движения отцепов на сортировочных горках. 

– Основная цель – сократить расходы на содержание и капремонт замедлителей, уменьшить уровень шума в процессе торможения вагонов и снизить энергопотребление не менее чем на 10% при существующей технологии расформирования поездов, – уточняет главный инженер Приволжской дирекции инфраструктуры Владимир Здрюев. 

– Это выполнимо, – уверен директор физико-математического института АГУ Алексей Рыбаков. – Перед тем как приступить к работе над проектом, мы побывали на станции Астрахань-2, изучили проблему. Решение её видим в следующем. Сегодня на горках эксплуатируются пневматические или гидравлические устройства торможения вагонов. Эффективность процесса зависит от оператора, погодных условий и ряда других составляющих. Отцепы соударяются, изнашиваются тормозные шины вагонных замедлителей. Необходимо заменить пневмопривод и механическое воздействие на колесо вагона на магнитное торможение. Последнее предлагается осуществлять с использованием электромагнитов. В связи с высоким потреблением электроэнергии для торможения отцепов на 1 и 2 тормозной позиции установка электромагнитных замедлителей целесообразна на 3 тормозной позиции. Для точного определения параметров торможения планируется использовать систему компьютерного зрения. Эта концепция позволит сократить затраты электроэнергии, износ шин, а также повысить культуру и охрану труда работников сортировочных станций. В ходе обсуждения данной проблемы Приволжской дирекцией управления движением предложено заменить существующие стационарные гидравлические устройства для закрепления составов на устройства с использованием постоянных магнитов.  Сейчас тестируем систему на разработанном макете.

Кроме этого, приволжане назвали перспективными ещё семь проектов АГУ. Среди них – «Внедрение геоинформационных систем и данных дистанционного зондирования земли в работу Приволжской железной дороги». Не меньший интерес у сотрудников Приволжской вызвало предложение по применению беспилотных летательных аппаратов. 

– Они могут быть использованы при топологических исследованиях для прокладки оптимального маршрута новых железнодорожных линий, при инспекции техсостояния инженерных сооружений, – комментирует проректор по научной работе университета Анна Федотова. – С помощью дронов можно отслеживать ход выполнения и качество строительных железнодорожных работ, делать инвентаризацию и каталогизацию объектов. 

Ещё один проект, отмеченный железнодорожниками, – создание автономной фотоэлектрической станции на гетероструктурных солнечных модулях. Инженерная разработка создана для гарантированного электроснабжения устройств электросвязи на удалённых узлах связи.  

Перспективное взаимодействие намечается и с Саратовским  государственным техническим университетом имени Ю.А. Гагарина. Вектор сотрудничества направлен на повышение энергоэффективности и сокращение расходов дизельного топлива. 

Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28