22 февраля 2019 22:22
фото: Любовь Каретникова

Вырастить патриота

Педагоги разрабатывают новые методы и формы обучения молодёжи, чтобы она не забывала уроки прошлого. Опытом в данном направлении поделились учителя и ученики из Астрахани, Саратова, Красного Кута на межрегиональной научно-практической конференции «Патриотическое воспитание как фактор формирования у обучающихся общероссийской гражданской идентичности». Встреча состоялась в Волгограде в школе-интерна-те № 7 ОАО «РЖД» 29 января.
– Годовщину победы в Сталинградской битве отмечает уже третье поколение потомков, а живых свидетелей событий становится всё меньше. В посёлке Иловля теперь и вовсе нет ветеранов Великой Отечественной войны. Так историческая память схлопывается, угасает, – говорит доктор философских наук, председатель Волгоградского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Дмитрий Полежаев. 

Как символ преемственности Дмитрий Владимирович носит на пиджаке ленточку оливкового цвета с узкой красной полосой. Практически такая же у медали «За оборону Сталинграда». 

– От того, как мы воспитаем молодёжь, зависят будущее России, сохранение самобытности её народа. Фундамент этого – уважение к его ценностям и традициям, – отметила директор школы-интерната № 7 ОАО «РЖД» города Волгограда Надежда Тумасова. – Патриотическое чувство не возникает само по себе, если человек не знает, как защищали и любили Родину предки. 

В учреждении проходит выставка макетов боёв за город-герой. Подготовлена стенгазета о полководцах и операциях Сталинградской битвы. Другой стенд посвящён прошлогоднему путешествию ребят на Курскую дугу на «Поезде памяти». На следующей неделе состоится спектакль «Если б не было войны». Его постановку инициировали учащиеся с 3-го по 11-й класс. Вместе с ними выступят и учителя.  

Школьники разных возрастов единогласно считают, что патриотизм – это любовь к Отчизне и служение ей.

– Я – патриот. Наша страна – лучшая в мире. Понял это, когда прогулялся первый раз по лесу и увидел окружающую меня красоту, – заявляет пятиклассник Матвей Никитин. – Как защищать Родину, нам показывают взрослые.

– Патриотизму посвящены отдельные главы учебника по обществознанию. В них рассказывается не только о мужестве и героизме, но и о человеческих ошибках. Например, люди разрушают памятники, как на Украине. Это варварство, – уверена девятиклассница Людмила Заинчковская. – Родители должны с раннего возраста рассказывать детям о подвигах соотечественников, посещать с ними исторические выставки и возлагать цветы к мемориалам.  

Отличник народного просвещения Российской Федерации, доцент Волгоградской государственной академии последипломного образования Наталья Чеботарёва заявила, что патриотизм нужно формировать через изучение краеведения и основ религиозных знаний, содержащих этические нормы.

– Не выйдет из школы настоящий гражданин, если он не знает историю своей семьи и земли, на которой родился, – убеждена Наталья Ивановна. 

Наработками поделились и ученики. Младшеклассники выучили рассказы о подвигах детей Сталинграда – своих ровесников, а также о санитарном поезде, макет которого изготовили. 

Семиклассницы школы-интерната № 8 ОАО «РЖД» города Астрахань Ульяна Кот и Екатерина Парфёнова разработали проект, посвящённый исследованию толерантности, морали, гуманизма, доброты и патриотизма. Анкетирование показало, что 70% мальчишек и девчонок хотят жить в другой стране. В течение года ребята проводили уроки мужества, тематические классные часы, писали сочинения, организовали осеннюю ярмарку «Диалог культур», акцию «Подари добро» по сбору вещей для малоимущих семей. Примером для них стали доктор Лиза и Константин Хабенский. В результате число желающих выехать за границу уменьшилось в разы. Также на конференции был представлен проект «Культурный дневник школьника Саратова». Он помогает развитию личности, обретению духовных ценностей и стимулирует семейное творчество. 

– В проекте «Ветераны железных дорог – герои Великой Отечественной войны» мы рассказали о наших земляках Борисе Сушенкове, Владимире Шурикове и Шовкате Мурзажанове. Ребята встречались с ними и записали воспоминания. Немало документальных источников они нашли в краеведческом музее и школьной библиотеке, – рассказывает воспитатель лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД» города Красный Кут Елена Сайфетдинова. – После ученица Ирина Рябец сочинила проникновенное стихотворение. 

Старшеклассники школы-интерната № 7 ОАО «РЖД» подготовили документальный короткометражный фильм «Листая старенький альбом» об истории родной школы, в помещениях которой в годы Великой Отечественной был госпиталь, в августе 1942-го – штаб 8-й воздушной армии. Ныне здание считается объектом культурного наследия регионального значения. 

Клуб «Пилигрим», организованный на базе лицея-интерната № 6 ОАО «РЖД» города Саратова, презентовал проект «Тропы войны глазами туристов». Школьники вместе с педагогами и родителями совершают походы по местам бое-вой славы. Они сплавлялись на байдарках в село Синодское Саратовской области – на родину Героя Советского Союза Василия Клочкова. Посещали музей обороны перевалов Кавказа, памятники и обелиски в Карачаево-Черкесской Республике. 

– Летний палаточный лагерь обычно устраиваем 22 июня. У костра ученики вспоминают о бабушках и дедушках, читают стихи и поют песни военных лет. Также мы снимали в лесу фильм «Брестская крепость». Ребята остались под таким впечатлением, что потом два дня пели «Катюшу», – делится основательница клуба, учитель физкультуры Наталья Малышева.

Секция существует с 1992 года. Сейчас её посещают уже дети бывших лицеистов. Такая преемственность поколений – проявление живого и неугасающего интереса к окружающему миру, любви к Родине, которая воспитывается на примере наших героических соотечественников. 
Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28