25 апреля 2019 20:47
фото: Глеб Хрусталёв

Траектория роста

Для Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций 2019-й станет годом развития материально-технической базы

Коллектив Приволжского УЦПК завершил 2018-й год с хорошими результатами. План по обучению перевыполнен в сегменте профессиональной подготовки на 17%, в сегменте повышения квалификации – на 6%.
– В портфеле учебного центра по итогам прошлого года насчитывается 15 проектов. Часть из них инициированы руководством ОАО «РЖД» и Приволжской железной дороги. Некоторые идеи родились непосредственно в наших стенах, – пояснил начальник ПУЦПК Артур Николаев.

Под эгидой Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» в 2018 году в ПУЦПК реализовано четыре проекта. Один из них – организация независимой оценки квалификаций по восьми профессиям в десяти группах. В нём были задействованы все три подразделения учебного центра.

– Независимую оценку на нашей базе прошли 202 человека. Успешно справились со всеми заданиями и подтвердили квалификацию 196 железнодорожников, – отметила заместитель начальника ПУЦПК по учебно-методической работе Ирина Широкова.

В ходе реализации другого проекта были апробированы две программы обучения, разработанные на основе профессиональных стандартов. В рамках одной из них на базе Астраханского подразделения велась подготовка регулировщиков скорости движения вагонов. По второй программе в Ершовском подразделении занимались будущие бригадиры пути. 

Преподаватели Саратовского подразделения создали типовой учебно-методический комплекс для подготовки машинистов тепловоза. Усилиями сотрудников всех подразделений были разработаны три контрольно-оценочных средства. Они применяются при подготовке осмотрщиков вагонов, машинистов электровоза четвёртого уровня квалификации, а также дежурных по переезду второго и третьего уровней квалификации. 

– В прошлом году на базе Саратовского подразделения мы начали осуществлять переподготовку по новой для нас профессии «машинист паровоза». В составе общесетевой группы обучение прошли 30 человек. Шестеро из них – представители Приволжской магистрали. Потребность в машинистах, владеющих навыками управления паровозом, сохраняется. Так что в этом году мы планируем набрать ещё одну группу, – рассказала Ирина Викторовна.

Следующим новшеством, внедрённым в 2018-м, стали курсы «Педагогические технологии», организованные для специалистов, отвечающих за проведение технической учёбы на предприятиях. Их прошли 496 человек. Такого рода занятия состоялись впервые не только на Приволжской, но и на всей сети дорог. 

Объём профессионального обучения в наступившем году в ПУЦПК должен возрасти на 80%. В основном это обеспечивается за счёт увеличения числа железнодорожников, повышающих квалификацию. В результате учебному центру будут нужны новые преподаватели. В 2019-м штат ПУЦПК увеличивается на четыре единицы. Уровень профессиональной подготовки персонала также возрастает. 

– При первоначальном получении профессии ключевая задача для преподавателя – донести до человека простым языком главную информацию, об-учить его азам мастерства. Когда приходит профессионал, от наставника требуется совсем иной, более глубокий уровень подготовки. Чтобы человеку было интересно, ему нужно рассказывать то, чего он ещё не знает, – подчеркнул Артур Юрьевич. 

В 2019 году в ПУЦПК намечено внедрение системы дистанционного обучения для рабочих кадров. 

– Современные средства связи позволяют организовать образовательный процесс, невзирая на то что педагога и обучающихся разделяют сотни километров. В рамках этого направления работы мы планируем организовать взаимодействие с Главным вычислительным центром, – пояснил начальник Саратовского подразделения ПУЦПК Дмитрий Жуков.

Материально-техническая база центра также расширяется. В конце 2018-го в Саратовское подразделение поступил тренажёрный комплекс, предназначенный для подготовки машинистов мостового крана. В 2019-м по этому направлению будет выпущена пилотная группа.

В Астраханском подразделении расширяется учебный полигон. В ближайшее время для проведения практических занятий на нём разместят стрелочный перевод на железобетонных шпалах, башмакосбрасыватель, путевой упор, изолированные стыки для отработки их монтажа и демонтажа, а также другие объекты железнодорожной инфраструктуры.

– В 2019 году планируется поступление пяти тренажёрных комплексов и порядка 40 единиц высокотехнологичного оборудования, – сообщил Артур Николаев. 

В Саратовском подразделении будут базироваться четыре тренажёра для подготовки машинистов: два позволят отрабатывать навыки управления магистральным тепловозом 2ТЭ25КМ, один – имитировать кабину электровоза 2ЭС5К. Эти машины должны в обозримой перспективе прийти на смену локомотивам ВЛ80. Также ожидается поступление тренажёра маневрового тепловоза ТЭМ7.

Учебный комплекс «Виртуальная железнодорожная среда» планируется направить в Астрахань. 

– У нас есть комплекс «Виртуальная железная дорога». В сравнении с ним «Виртуальная железнодорожная среда» имеет более широкие функциональные возможности. Если в Саратове можно отработать взаимодействие только между дежурным по станции, машинистом маневрового локомотива и осмотрщиком вагонов, то в Астрахани список профессий будет расширен за счёт эсцебиста, составителя поездов и представителей других специальностей, – рассказал заместитель начальника ПУЦПК по производственному обучению Юрий Ноздряков.

В распоряжение учебного центра поступят мобильные компьютерные классы. Они представляют собой комплекты из нескольких ноутбуков, которые объединены в сеть и при необходимости могут быть перемещены в ту или иную аудиторию. Также ожидается поступление комплекта оборудования виртуальной реальности, включающего шлем, джойстики управления и необходимое программное обеспечение. В ходе занятий в 2019-м преподаватели и обучающиеся смогут использовать интерактивный стол, планшеты-трансформеры, интерактивную сенсорную панель.

– Техника для нас новая, будем осваивать современные технологии, разрабатывать методики об-учения. Высокотехнологичное оборудование позволит усовершенствовать образовательный процесс и добиться ещё больших результатов, – подчеркнул Юрий Сергеевич.

В 2019-м продолжатся занятия на учебно-тренировочном полигоне на малодеятельной станции Кокурино. В прошлом году здесь прошёл практику 221 человек – машинисты тепловоза и электровоза, контролёры состояния пути, бригадиры пути, составители поездов.

– В конце декабря мы запросили обратную связь от железнодорожников, прошедших обучение в Кокурино. Как показало анкетирование, 90% высоко оценили полезность проведения занятий на полигоне. Для 60% практика позволила сократить период адаптации в производственной среде, – сообщил Артур Николаев.

В этом году на станции планируется организовать подготовку для 293 человек. Пополнится и парк представленной в Кокурино техники. Там установят кран ЕДК-300, который будет использоваться для подготовки машинистов крана восстановительного поезда.
Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28