14 октября 2019 04:16
фото: Алексей Шмалей

Гарантия точности

Современное испытательное оборудование обеспечивает высокое качество исследований

В 2018 году Приволжская химико-техническая лаборатория пополнилась новым испытательным оборудованием. Один комплект предназначен для определения пенетрации нефтепродуктов, второй – для измерения смазывающей способности жидких и пластичных смазочных материалов. Современная техника заменила морально устаревшую.
В 2018 году Приволжская химико-техническая лаборатория пополнилась новым испытательным оборудованием. Один комплект предназначен для определения пенетрации нефтепродуктов, второй – для измерения смазывающей способности жидких и пластичных смазочных материалов. Современная техника заменила морально устаревшую. 

– В текущем году в рамках инвестпрограммы ОАО «РЖД» на дорогу поступили три аппарата для определения пенетрации нефтепродуктов ПН-10У и столько же устройств для перемешивания пластичных смазок УППС-10, – рассказывает начальник Приволжской химико-технической лаборатории Роман Прокопчук. – Эти приборы входят в первый комплект оборудования. Его распределили между Приволжской и Волгоградской ХТЛ. Второй комплект, состоящий из четырёхшариковой машины трения ЧМТ-1 и стереомикроскопа Альтами СМ 0870-Т, представлен у нас в единственном экземпляре.

Услугами Приволжской ХТЛ пользуются вагоноремонтные компании и предприятия АО «ФПК». Ввод приборов в эксплуатацию расширил возможности лаборатории и усовершенствовал процесс определения пенетрации смазки и трибологических (смазывающих) свойств ГСМ. Раньше для измерения параметров лаборанты задействовали другое оборудование, в котором преобладала механическая «начинка». В основе работы новых аппаратов – современные ИТ-технологии.

Новый стереомикроскоп может выводить изображение на монитор компьютера, а его предшественник позволял заглянуть в мир мельчайших частиц только посредством классических окуляров. В Альтами СМ 0870-Т привычный интерфейс также присутствует, однако функция вывода «картинки» на экран добавляет ряд преимуществ. Одно из них – возможность делать цифровые снимки объектов исследования. В Приволжской ХТЛ это в основном стальные шарики для подшипников. 

– В окулярах есть специальная шкала. С помощью неё определяется диаметр пятен контакта, – продолжает Роман Викторович. – Они образуются на стальных шариках в результате работы четырёхшариковой машины трения ЧМТ-1, также приобретённой в рамках инвестиционной программы.

Оборудование, весящее почти 400 килограммов, предназначено для определения индекса задира, критической нагрузки, показателей сваривания и износа испытуемого материала. ЧМТ-1 воздействует на металлические шарики, имитируя нагрузки, возникающие в буксовых узлах подвижного состава. 

– Машина позволяет определять трибологические характеристики пластичных смазок, то есть противоизносные, противозадирные и антифрикционные свойства, – поясняет инженер Приволжской ХТЛ Елена Горшколепова. – Свойства зависят от состава смазки, технологии её приготовления, степени заполнения узла трения, толщины смазочного слоя и других факторов. На каждую группу смазок они влияют по-разному. 

Основной механизм машины – узел трения, представляющий собой пирамиду из четырёх контактирующих друг с другом шариков. Три нижних закрепляются неподвижно в чашке с испытуемым смазочным материалом, а верхний устанавливается в шпиндель – специальный вал. Мощный двигатель придаёт вращение, и шарик крутится со скоростью около 1460 оборотов в минуту. Наборы различных грузов позволяют задавать нагрузку от 6 до 100 килограмм-силы.

– Принцип действия трибологического анализатора основан на трении стальных шариков между собой под нагрузкой в среде испытуемого материала, – поясняет Елена Горшколепова. – Чем выше качество испытуемой смазки, тем меньше диаметр образующихся пятен контакта. Данный параметр должен соответствовать величине, прописанной в нормативной документации. Если смазочный материал некачественный, то при испытании трение шариков будет сильнее положенного. В условиях реальной эксплуатации это обязательно скажется на долговечности буксового узла.

Помимо трибологических свойств, железнодорожников интересует ещё один показатель качества смазки – пенетрация, характеризующая степень густоты и консистенцию вещества. Этот параметр измеряют на аппарате ПН-10у с использованием испытательного конуса стандартной массы. Механизм опускает его в пластично-вязкую среду, разогретую до определённой температуры, а лаборанты фиксируют полученные данные. 

– Пластичная смазка обычно имеет показатель пенетрации от 170 до 400 единиц, – уточняет заместитель начальника Приволжской химико-технической лаборатории Елена Коростылёва. – Соответственно, чем выше число пенетрации, тем смазка более текуча и подвижна. И наоборот, чем оно ниже, тем гуще и менее подвижна смазка. Показатель пенетрации характеризует не только пластичные материалы, но и другие вязкостные  среды, например битум, парафин, церезин.

Нужный «градус» испытуемых веществ обеспечивает устройство для перемешивания пластичных смазок УППС-10. Сначала объект исследования помещается в металлический контейнер, напоминающий заварочный чайник с прессом. Затем лаборанты задают на устройстве нужные параметры, и состав автоматически доводится до требуемой кондиции. Раньше в этом процессе использовалось механическое оборудование. Оно требовало от лаборантов значительных физических усилий.  

Новая техника облегчила труд специалистов и повысила качество проводимых исследований. Высвободившиеся минуты сотрудники проводят с пользой. В частности, занимаются развитием спектрального анализа.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30