02 апреля 2020 12:26

02 апреля 2020 12:26

Сила коллективов

«Северо-Кавказская железная дорога в годы Великой Отечественной войны» – под таким названием выходит в свет книга Виталия Сидоренко.  
СКЖД в годы ВОВ _обложка... (2).jpg

Книга, изданная при финансовой поддержке дорпрофжела на СКЖД, посвящена 75-летию Великой Победы и 100-летнему юбилею дорожной территориальной профсоюзной организации.

По признанию автора, в этой книге он постарался рассказать о том, что происходило на Северо-Кавказской железной дороге во второй половине 1942 года, в самый трудный переломный период в битве за Кавказ.

Большая часть железной дороги к тому времени была оккупирована врагом. Свободной оставалась лишь небольшая по протяжённости причерноморская линия от Туапсе до Адлера и несколько перегонов на север от Туапсе до станции Гойтх с тремя петлевыми тоннелями.
Красная Армия держала оборону на горных перевалах, а Северо-Кавказская железная дорога, тогда ещё не имевшая прямого выхода в Закавказье, превозмогая неимоверные трудности, обеспечивала доставку фронту пополнений, вооружения, боеприпасов, грузов снабжения и вывоз раненых в тыловые госпитали.

По словам автора, «другие события, происходившие на Северо-Кавказской дороге в годы войны, затронуты лишь постольку, поскольку это необходимо для понимания общей картины того времени. Наш выбор объясняется прежде всего ограниченностью объёма настоящего издания и тем, что подробности названного выше эпизода в истории Северо-Кавказской железной дороги не нашли достаточно полного освещения в ранее публиковавшихся печатных изданиях».

В издании отмечена большая роль дорпрофсожа (дорпрофжела) и первичных профсоюзных комитетов, которые изыскивали всевозможные способы поддержки и улучшения материально-бытовых условий жизни рабочих и служащих дороги.

В этих целях оказывалась помощь подсобным хозяйствам (совхозам) отделов рабочего снабжения (ОРСов) по перевыполнению плановых заданий производства сельскохозяйственной продукции, направлявшейся для реализации рабочим и служащим железной дороги, а также на ведомственные предприятия общественного питания как дополнительное снабжение сверх централизованных государственных поставок.
Большое место в деятельности профорганизаций занимал общественный контроль над работой столовых, магазинов и подсобных хозяйств.
Кроме того, профсоюзные организации оказывали помощь в расширении коллективного и индивидуального огородничества.

Каждому желающему выделялся за городом земельный участок, урожай с которого был неплохой продовольственной добавкой для семей железнодорожников.

Профсоюзные комитеты проводили мероприятия по оказанию помощи семьям фронтовиков и инвалидам войны, сбору тёплых вещей и празд-ничных подарков для бойцов Красной Армии, сражающихся на фронте.

Активисты принимали участие в создании дет­ских домов и интернатов для детей, потерявших родителей. Оказывали шефскую помощь детским учреждениям.

Даже в это трудное военное время большое внимание уделяли культурному обслуживанию железнодорожников, развитию в коллективах и среди детей художественной самодеятельности.

Это вообще давняя традиция на нашей магистрали. Ещё после гражданской войны, в условиях разрухи на предприятиях дороги организовывались коллективы художественной самодеятельности, создавались клубы и Дворцы культуры. Представления, которые давались силами самих железнодорожников, пользовались огромной популярностью, в том числе и среди людей, которые не работали на СКЖД. Билетов на спектакли, распределяемых через местные комитеты профсоюза, всегда не хватало.

Эта замечательная традиция сохранилась и в труднейшие годы войны, на тех территориях дороги, которые не были оккупированы, что говорит о тяге наших железнодорожников к культуре, силе их духа и творческом потенциале.

В этот сложный период лучшим образом себя проявлял корпоративный дух нашей отрасли, сила коллективов, что позволяло преодолеть все трудности и выполнить поставленные задачи.

В книге Виталия Сидоренко раскрываются многие стороны работы магистрали в период Великой Отечественной войны, не известные широкому кругу читателей.
Мария Бондаренко