06 апреля 2020 04:28

06 апреля 2020 04:28

Специальный проект 'Под знаком качества'

Поиск и внедрение новых разработок

Экономический эффект от внедрения проектов бережливого производства на полигоне СКЖД в этом году составил более 106 млн руб.
Грачёв_БП_.jpg
Олег Грачёв,
начальник службы технической политики СКЖД

– Олег Анатольевич, с какими результатами в реализации программы проектов бережливого производства Северо-Кавказская дорога завершает год?

– В текущем году проведено 16 заседаний проектного офиса железной дороги по бережливому производству, на которых было рассмотрено более 250 проектов улучшений. К учёту приняты 189 проектов структурных подразделений ОАО «РЖД», расположенных в границах магистрали, из них 65 проектов – тиражируемые. Суммарный экономический эффект по полигону дороги от реализации проектов составил 106,2 млн руб. при плане 100,9 млн руб. Это на 50% выше полученного эффекта в 2018 году. А утверждённый компанией годовой план по экономии затрат от проектов бережливого производства выполнен на 105%. Эффективно отработали почти все региональные дирекции и территориальные центры. Отмечу, что практически все они, кроме Северо-Кавказской дирекции тяги, впервые в этом году перевыполнили установленное задание ОАО «РЖД».

– Коллективы каких подразделений можете отметить особо и какие значимые проекты были ими реализованы?

– Наибольший вклад в экономический эффект от реализации проектов бережливого производства на полигоне дороги обеспечила Северо-Кавказская дирекция инфраструктуры – более 44 млн руб., что составило 43% от всего плана дороги. Дирекция тяги, не выполнившая своё задание, проектами подтвердила экономический эффект в размере 10,9% от всего плана дороги.

Юго-Западная дирекции по эксплуатации путевых машин достигла 9,8% от плана дороги в размере 9,9 млн руб.
Региональная дирекция железнодорожных вокзалов, несмотря на полученный от реализации проектов незначительный экономический эффект, однако, свое задание перевыполнила на 93%. По количеству проектов нужно отметить Северо-Кавказскую дирекцию по ремонту пути, коллектив которой реализовал в 8 своих структурных подразделениях 20 проектов улучшений, а также Северо-Кавказскую дирекцию пассажирских обустройств, которая в 4 своих подразделениях осуществила 15 проектов улучшений.

Одним из значимых проектов с наибольшим среди всех дирекций экономическим эффектом в текущем году стал проект бережливого производства Южной дирекции скоростных сообщений «Сокращение количества обточек колёсных пар по дефекту «Остроконечный накат» на токарном станке Hegenscheidt U2000».

Реализация данного проекта позволила получить экономический эффект в размере 7,6 млн руб. за счёт сокращения количества обточек колёсных пар вагонов электропоездов «Ласточка».

Дефект «остроконечный накат» устраняется без полного репрофилирования колеса с использованием токарного станка, и исключается обточка колёсных пар по разнице диаметров в тележке или вагоне.

– Какие из мультифункциональных проектов оказались наиболее эффективными?

– На мой взгляд, это совместный проект дирекции тяги и дирекции управления движением «Экономия электрической энергии на тягу грузовых поездов за счёт рационального пропуска тяжеловесных поездов, а также поездов повышенной массы по станции Сулин», внедрение которого позволило минимизировать количество опозданий пассажирских поездов из-за посадки/высадки пассажиров по станциям Ростов-Главный, Новочеркасск, Сулин, а также сократить расход топливно-энергетических ресурсов, увеличить техническую скорость, снизить число случаев невыдержки перегонного времени хода и предельные нагрузки на тяговый подвижной состав.

Другой совместный проект, уже энергетиков и движенцев, «Монтаж поста секционирования для отдельного питания путей ПТОЛ станции Новороссийск», экономический эффект от которого составил 1126 тыс. руб., позволил повысить пропускную способность электрического подвижного состава, в целом улучшил производственную деятельность по станции Новороссийск.

– Как построена мотивация работников структурных подразделений Северо-Кавказской железной дороги, реализовавших и защитивших на проектном офисе дороги проекты бережливого производства?

– Помимо нематериальных поощрений в виде благодарственных писем за подписью главного инженера дороги коллективам региональных дирекций моторвагонного подвижного состава, по ремонту пути, тепловодоснабжения, региональной дирекции железнодорожных вокзалов, Южной дирекции скоростного сообщения, публикаций достижений в области бережливого производства в корпоративных средствах массовых информаций, за разработку и внедрение проектов бережливого производства в текущем году по полигону дороги выделена на премирование 1415 работников сумма в размере 19,930 млн руб. (в среднем 14 тыс. руб. на одного работника).

– Что помогает активизировать проектную деятельность в области бережливого производства?

– Для повышения производительности труда и сокращения непроизводительных потерь необходимо, чтобы повышалась культура производства. Мы способствуем творческому развитию сотрудников, стараемся менять образ мышления и пробуждать инициативу, вовлекая в процессы улучшений всё большее число железнодорожников. Так, в текущем году работниками службы технической политики были организованы и проведены учебно-практические семинары по инженерной деятельности, включая вопросы бережливого производства, в Ростовском, Краснодарском, Минераловодском и Махачкалинском регионах дороги, с привлечением сотрудников различных подразделений, расположенных на узлах. Кроме того, стараемся оказывать методическую и консультативную помощь участникам проектирования.

Стараемся вовлечь в инновационные процессы и молодёжь – студентов железнодорожных техникумов городов Тихорецка, Владикавказа, рассказывая им про основные направления инженерной деятельности компании и об её инновационном развитии. Проводим семинары и в учебном центре профессиональных квалификаций, где готовят специалистов для железнодорожного транспорта в городах Тихорецк, Беслан и Ростов-на-Дону.

В октябре 2019 года на дороге был проведён Совет главных инженеров с участием главных инженеров региональных дирекций и центров, руководителей центров ОАО «РЖД», представителей учебных заведений Ростова-на-Дону и области, представителей других дорог. Тема одного из круглых столов на нём была посвящена повышению эффективности деятельности филиалов ОАО «РЖД» за счёт реализации проектов бережливого производства на всех уровнях управления. На круглом столе, модератором которого выступил заместитель начальника Центра моделирования бизнес-процессов ОАО «РЖД» Сергей Старых, поднимались важные темы, такие как реализация мультифункциональных проектов бережливого производства, подготовка и использование грамотного персонала для решения поставленных компанией задач. Шёл конструктивный диалог о совмещении видов деятельности, таких как рационализация и бережливое производство, о лидерстве как неотъемлемой системной составляющей стратегии управления качеством и других. По всем направлениям данного вида деятельности приняты решения. Практика проведения Совета главных инженеров по инженерной деятельности будет продолжена и в 2020 году.

– Какие планы развития на перспективу вы для себя намечаете?

– В компании уделяется значительное внимание инновационному развитию, поиску и внедрению новых разработок, проектов, идей и технологий. Нам хотелось бы создать эффективную площадку для проведения мероприятий инновационной направленности, в т.ч. и с привлечением молодёжи, где можно было давать мастер-классы и обучать работников основам, методам, принципам и инструментам бережливого производства.

Записала Софья Ширина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30