01 апреля 2020 03:35

01 апреля 2020 03:35

Вклад вуза в модернизацию дороги

Мне, выпускнику РИИЖТа, проработавшему около 30 лет начальником одной из крупнейших сортировочных станций России – Батайск, довелось принять участие в торжественном собрании, посвящённом знаменательному юбилею – 90-летию со дня образования (РИИПСа – РИИЖТа – РГУПСа), которое состоялось 1 ноября.
березюк.jpg
Николай Березюк,
почётный железнодорожник, заслуженный работник транспорта России

Невольно вспомнились вехи истории университета-юбиляра.

Создание вуза было продиктовано острой по­требностью в высококвалифицированных инженерах железнодорожного транспорта для восстановления разрушенной мировой и гражданской войнами экономики и создания мощной современной индустриальной базы страны. И институт успешно справился с этой задачей, выпустив до начала Великой Отечественной войны сотни инженеров.

После освобождения оккупированного фашистами Ростова институт лежал в руинах. Совместными усилиями преподавателей, студентов и работников железной дороги разрушенная инфраструктура была восстановлена в достаточно короткие сроки. Это позволило не только обеспечить выпуск молодых специалистов, но и благодаря созданию высших инженерных курсов (ВИК) обучить и повысить квалификацию руководителей железнодорожного транспорта – практиков, не имеющих инженерного образования.

За годы своего существования вуз выпустил десятки тысяч специалистов для сети железных дорог СССР, из которых выросли, в том числе, заместители министра путей сообщения, руководители департаментов МПС, начальники и заместители начальников железных дорог, начальники отделений дорог. И это огромная заслуга преподавательского состава.

Особо хотел бы выделить из большого списка выпускников начальника СКЖД Фёдора Котляренко, под руководством которого за 15 лет был выполнен огромный объём работ по развитию инфраструктуры хозяйства дороги и совершенствованию технологии перевозочного процесса и который всегда уделял огромное внимание РИИЖТу.

Начальник дороги Владимир Ильин (в дальнейшем первый заместитель министра путей сообщения) внёс большой вклад в реконструкцию социальной инфраструктуры дороги и смог преобразить родной ему вуз. Он добился выделения значительных средств для реконструкции этого учебного заведения, приобретения современного оборудования для лабораторий и кабинетов. В свою очередь ректор университета, академик Владимир Колесников мобилизовал профессорско-преподавательский состав и студентов для выполнения этих работ.

Нельзя не отметить выпускников вуза, так много сделавших для дороги, – главного инженера СКЖД Анатолия Ерошенко, первого заместителя начальника дороги Вадима Фельдмана. Нельзя не вспомнить о вкладе профессорско-преподавательского состава. Это деканы факультетов: эксплуатационного – Елисей Федин, Владимир Отпущенников, механического – Иван Черняк, автоматики, телемеханики и связи – Лев Пальчик, гуманитарного – Александр Рубаник; заведующие кафедрами: управления перевозочным процессом – Виктор Зубков, электрификации и энергоснабжения – Евгений Фигурнов, экономики транспорта – Ефим Айзенберг; преподаватели Владимир Покавкин, Самуил Айзинбуд и многие другие.

Благодаря собственным разработкам научные сотрудники университета внесли значительный вклад в совершенствование технологии перевозочного процесса дороги, модернизации инфраструктуры. Так, на станции Батайск внедрён КГМ-РИИЖТ (микропроцессорный горочный комплекс), единый технологический процесс обеспечения работы крупного железнодорожного узла, а также выполнена модернизация существующих систем диспетчерской централизации, создана микропроцессорная диспетчерская централизация. Это позволило значительно сократить количество диспетчерских участ­ков и на основе внедрения автоматизированных рабочих мест внедрить автоматизированную систему управления перевозочным процессом с созданием современного единого диспетчерского центра управления перевозками. Были созданы также технология вождения сдвоенных и тяжеловесных поездов, внедрены экранирующий усиливающий провод, позволяющий увеличить пропускную способность перегонов, бесстыковой путь длиной до перегона, технология восстановления изношенных деталей подвижного состава и многое другое.

Реализация этих разработок вуза позволила получить значительный экономический эффект и обеспечить стабильную эксплуатационную деятельность дороги. Хочется пожелать родному университету достижения новых высот в учебной и научной деятельности.