22 сентября 2019 12:57
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Александр Дряев

Правильная экономия

Эффективность использования ресурсосберегающих технологий на полигоне СКЖД обсудили на очередном Дне качества

Совещание, в котором приняли участие начальники, заместители начальников, главные инженеры, специалисты технических отделов функциональных филиалов, служб, центров и РЦКУ, было организовано и проведено в режиме видеоконференции в управлении СКЖД с подключением студий регионов дороги.
Учитывая постоянный рост стоимости энергоносителей и сдерживание роста тарифов на услуги железнодорожных перевозок, в компании большое внимание уделяется экономии топливно-энергетических ресурсов.

Как было подчеркнуто на совещании, одним из эффективных инструментов, обеспечивающих сокращение расхода ресурсов, стало внедрение ресурсосберегающих технологий.

На полигоне Северо-Кавказской железной дороги с 1998 года успешно реализуется инвестиционная программа «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте». В её рамках внедряется эффективное энерго- и ресурсосберегающее оборудование практически во всех хозяйствах, что в результате позволяет достигать значительной экономии ресурсов, снижать трудозатраты.

За время, прошедшее с начала реализации программы, на полигоне СКЖД внедрено более 9350 единиц оборудования. Так, за последние 15 лет экономический эффект от реализованных меро­приятий составил  порядка 1,172 млрд руб.

В своём докладе начальник отдела нетяговой энергетики топливно-энергетического центра Татьяна Пронина отметила, что по результатам выполнения договора между ОАО «РЖД» и АО «ИЦЭР» по обязательному энергетическому обследованию объектов ОАО «РЖД» и формированию энергетического паспорта выполнено 4 этапа энергетического обследования.

На первом этапе документально обследовано 194 структурных подразделения, включающих 4643 здания и сооружения, 491 котельную, 113 компрессорных, 170 участков тепловых сетей, 1526 систем наружного освещения, 230 участков электрических сетей и 1636 единиц транспорта.  
Всего обследовано более 8800 объектов, находящихся на балансе 194 структурных подразделений, из них на 2-м этапе визуально и инструментально обследовано 184 подразделения, а на 3-м этапе сформировано 192 программы энергосбережения по структурным подразделениям. Данные по результатам обследования внесены в энергетические паспорта по 194 структурным подразделениям (4-й этап).

Данные из энергетического паспорта на бумажном носителе внесены аудитором в автоматизированную информационную систему «Электронный энергетический паспорт» (АИС ЭЭП), который является конечным продуктом проведённого обследования.

– Наиболее значимыми и продуктивными мероприятиями по экономии топливно-энергетических ресурсов можно назвать модернизацию котельного оборудования и перевод угольных и дизельных котельных на альтернативные виды топлива, – отметила Татьяна Пронина.

Об организации системы диспетчеризации удалённых контролируемых объектов рассказал главный инженер Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению Ярослав Сурмачевский.

В частности, он пояснил, что в рамках инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» по мероприятию «Диспетчеризация и автоматизация котельного оборудования» в 2018 году произведён ввод в эксплуатацию 4 систем диспетчеризации на котельных в Ростове-на-Дону. Реализация мероприятия позволила сократить расходы на фонд оплаты труда на 725 тыс. руб., на топливно-энергетические ресурсы – на 834 тыс. руб., на материалы и прочие затраты – более чем на 720 тыс. руб. В целом экономия расходов составляет 3,6 млн руб. в год, срок окупаемости – менее 3 лет. В Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению реализована и эксплуатируется система удалённого диспетчерского контроля технического состояния и рабочих параметров объектов тепловодоснабжения, охватывающая на сегодняшний день 135 объектов генерации и транспортировки ресурсов, расположенных на всех регионах Северо-Кавказской железной дороги.На первом этапе успешно проведены мероприятия по автоматизации и диспетчеризации объектов, что позволило обеспечить сокращение 379 условных рабочих мест ( 69% от общего числа контингента, обслуживающего эти объекты).

Главный инженер Северо-Кавказской дирекции тяги Владимир Мыльников рассказал о внедрении и эксплуатации системы построения прогнозных суточных энергосберегающих графиков движения поездов. Он отметил, что в III квартале 2018 года и во II квартале 2019 года на базе эксплуатационного локомотивного депо Батайск 200 секций электровозов серии ВЛ80с были оборудованы автономными системами информирования машиниста с функцией электронного маршрута машиниста (АСИМ-ЭММ), в соответствии с программой ресурсосбережения на 2018-2019 годы.

– Эта система предназначена для получения по беспроводным каналам связи от единой системы мониторинга бортовых систем расписания движения поезда, натурного листа грузового поезда, постоянных и временных ограничений скорости, информации о занятости впереди лежащих блок-участков и предоставления машинисту цветной графической и текстовой информации, а также формирования и передачи по радиоканалу отчёта о поездке, – пояснил главный инженер дирекции  тяги.

Сейчас локомотивы, оборудованные системами АСИМ-ЭММ, эксплуатируются в депо Батайск, Кавказская, Тимашевская, Сальск. Одним из результатов применения АСИМ-ЭММ стало снижение расхода электроэнергии на тягу поездов до 4% при выполнении машинистом рекомендаций системы: за 6 мес. 2019 года сбережение электроэнергии, благодаря реализации проекта 2018 года, составило 3,161 млн. кВтч.

Кроме того, снижаются временные и финансовые затраты – это происходит за счёт автоматизации процесса и повышения производительности труда. Увеличивается и пропускная способность (за счёт следования поездов в едином поездопотоке по жёстким ниткам графика движения грузовых поездов), растёт участковая скорость.

Внедрение системы поддерживает технологию оперативного перестроения графика движения грузовых поездов, обеспечивает информационную поддержку принятия решений локомотивными бригадами в сложных поездных ситуациях, способствует сокращению рисков возникновения транспортных нарушений.  

Много внимания уделяется и установке современного освещения на объектах железнодорожного транспорта. Так, на вокзальном комплексе Кисловодск реализована установка энергоэффективной системы освещения. Как рассказал главный инженер Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Игорь Гуленко, за счёт использования светодиодных ламп энергопотребление освещения снижено на 33,31 кВт
(с 47,23 кВт до 13,82 кВт).  При  внедрении проекта использованы светодиодные светильники вместо базовых ртутных газозарядных и люминесцентных ламп, а также ламп накаливания. Затраты на проект составили 5,135 млн руб. Проект эффективен, так как включает в себя повышение КПД светильника, оптимизацию его светораспределения и расположения.

Эффект от внедрения системы освещения по годам составил: за 2017 год – 68,2 тыс. кВтч, или 356 тысяч рублей, за 2018 год – 77,8 тыс. кВтч, или 388 тысяч рублей, за I полугодие 2019 года – 44,6 тыс. кВтч, или 198 тысяч рублей. Также экономия достигается за счёт эксплуатационных затрат на замену вышедших из строя ламп, так как время безотказной работы светодиодной системы гораздо выше, чем у базовой системы.

В ходе видеоконференции специалистами СК ЦНТИБ была предложена нормативно-методическая литература по теме Дня качества.
Юлия Олейникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30