31 мая 2020 07:31

31 мая 2020 07:31

фото: из архива участка

Сварка по высшему разряду

Оператор котельной Ростовского территориального участка станции Сальск Алексей Донцов получил благодарность генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД».
Он трудится на железной дороге уже практически 45 лет. Отучившись в 1973-75-х годах в Ростовском профтех­училище № 6, он поступил на работу в Ростовскую дистанцию гражданских сооружений и 5 лет работал там слесарем-сантехником в бригаде по капитальному ремонту жилых домов. Вскоре семья переехала в Сальск, и он устроился сантехником в строительно-монтажный поезд №640.  

– Тогда мы построили железнодорожный детский сад «Голубой вагон» и целый ряд жилых домов для железнодорожников. Наш мастер Владимир Жуков добился того, чтобы меня направили на обучение в дортехшколу. Конечно, для меня это был и серьёзный опыт, и новые знания,  – говорит Алексей Донцов. Освоив современные методы вагонной и плазменной сварки и резки металла, он, сдав экзамены, получил 4-й разряд газосварщика и вернулся в СМП-640.

В 1983 году его пригласили на работу в эксплуатационное локомотивное депо Сальск. Алексей тепло вспоминает годы работы на этом предприятии.
– В течение двух лет дважды заместитель начальника депо Николай Тестов поощрял меня денежной премией в размере 15 руб. Это была тогда немалая сумма. Как-то пришёл я во вторую смену, а там ЧП: горячий тепловоз – потёк масляный коллектор. Нужно было варить, и я сразу взялся за дело. Всё было сделано качественно, и течь прекратилась, – рассказывает опытный сварщик.

Через некоторое время в депо стали производить при ремонте колёсных пар наплавку. Как правило, на такую обработку колёсной пары уходила целая смена, а у некоторых и целые сутки. Но, когда мастер поручил Алексею заняться этим непростым делом, он наплавил одну колёсную пару всего лишь за 1,5 часа!

– Тогда спросили у меня: в чём секрет? Я объяснил, что варил «пучками», брал сразу по 5 электродов и варил. Представляете, получалась толщина проволоки в 15 мм! – говорит Алексей.

Конечно, такая методика сварки требовала высокого мастерст­ва, и поскольку наш герой владел ею успешно, руководство предприятия решило повысить его квалификационный разряд.

В другой раз была ситуация, когда у тепловоза образовалась дыра в топливном баке. Сразу же вспомнили об умельце Донцове. Бак необходимо было снимать, выпаривать. На всё это ушло бы дня 3, что привело бы к нарушению установленных сроков ремонта.

И, чтобы избежать потерь времени, Алексей придумал, как выполнить сварку бака, не снимая его с локомотива, и справился с этой задачей на отлично.  Приказом начальника депо Алексей Донцов ещё раз был премирован на сумму  в 15 руб.

Затем был период работы в Сальской дистанции гражданских сооружений. Семья стала обживаться в этом краю. Построили дом, родилось трое детей. На работе он занимался обслуживанием котельных вокзалов на таких линиях, как Сальск – Тихорецкая, Сальск – Ростов, Сальск – Волгодонская и Сальск – Котельниково. В основном делали капитальный ремонт котельных. Через 12 лет предприятие объединили с СМП-640, в котором он ранее работал.
Однажды бригаде, куда входил Донцов, поручили на станции Забытый срезать ограждение (плиты). И руководство предприятия поручило эту задачу сварщику 3-го разряда. Коллектив отправился к месту работ. За целый день сварщик сумел срезать всего 2 плиты. На следующий день Алексей подошёл и предложил свою помощь:

– Такими темпами мы тут и за неделю не управимся, – сказал он и попросил дать ему сварочный аппарат. Вспомнив свои навыки и знания, он за смену срезал 17 плит. Прибывший мастер удивился такому результату. В итоге за три дня они срезали около 90 штук плит.

– А после ремонта ДОЛ «Голубой огонёк» в Дедеркое руководство распорядилось мне выплатить 50% премиальных к зарплате и предложило перевести меня на 6-й квалификационный разряд, – вспоминает ветеран.  

Последние годы он трудится оператором газово-паровой котельной по станции Сальск. Следит за параметрами котла, теплом, уровнем пара.

По словам мастера Романа Дорошенко, Алексей – отличный специалист, опытный, терпеливый. Сейчас в летний сезон он трудится в одной смене со своей супругой Натальей, она тоже оператор котельной. И старшая дочь Оксана Иванова также работает в Северо-Кавказской дирекции тепловодоснабжения.
Юлия Сухарева