28 января 2020 19:47

28 января 2020 19:47

фото: из семейного архива

Золотые звенья

Для семьи Ивана и Татьяны Колодка 9 лет жизни и труда в посёлке Ларба стали незабываемым временем

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль навсегда вошла в трудовую биографию их семьи, изменила судьбы, закалила. Ведь они принадлежат к поколению участников стройки века.
Всем им сейчас далеко за... – тем, кто сотворил настоящее чудо, за 10 лет проложив одну из наиболее протяжённых железнодорожных магистралей в предельно сложном климате и одновременно обслуживая её. Но и сегодня каждому из них присущи горячий, молодой блеск в глазах и желание поделиться своими воспоминаниями о работе, которую они выполняли тогда, о тех необыкновенно тёплых и искренних взаимоотношениях, которые связывали всех участ­ников строительства.

БАМ стал неотъемлемой частью их жизни. Суровые условия закалили характер. И как бы тяжело ни было, они не опускали руки и становились ещё сильнее, приходя друг другу на помощь в сложную минуту.

Вот и в семье Колодка вспоминают этот период как одно из главных событий своей жизни.

Когда будущие супруги познакомились, юная Татьяна работала санитаркой в узловой поликлинике на станции Тихорецкая. Иван был бригадиром в Тихорецкой дистанции пути.

Молодые люди понравились друг другу. Татьяне сразу приглянулся этот серьёзный, вдумчивый, спокойный парень, а Ивана привлек мягкий, добрый характер девушки – способной стать хранительницей семейного очага. По мнению окружающих, они уже тогда были чем-то неуловимо похожи друг с другом и тянулись друг к другу, словно две половинки одного целого.

В 1978-м пара узаконила свои отношения, и в этом же году в семье родился первенец – Вячеслав.

С переменой семейного статуса изменилась и рабочая биография Татьяны, которая приобрела квалификацию путейца (в те времена женщины участ­вовали в ремонте и текущем содержании наравне с мужчинами) и стала трудиться вместе с мужем – дорожным мастером Тихорецкой дистанции пути. В 1982 году родился второй их сын Роман.
– На БАМ мы с Татьяной отправились в 1986 году вместе со своими родственниками, – рассказывает Иван Никифорович. – И нашим домом на целых 9 предстоящих лет стал посёлок Ларба Тындинского района Амурской области.

Что и говорить, климатические условия здесь были далеко не южные. Но, как и дома, в Тихорецкой, Иван трудился здесь дорожным мастером, Татьяна – путейцем.
– Путеец – это не профессия, а образ жизни, – размышляет вслух Иван Колодка. – Особенно в тех краях. Тем, кто отправлялся на БАМ с романтическим настроем, приходилось ломать себя. Мы же ехали, понимая, что нас ждёт, но тоже не могли себе представить всех трудностей. Летом – жара и москиты, зимой – жуткий холод. А ещё вечная мерзлота. Нашим строителям и эксплуатационникам приходилось туго как при прокладке пути, так и на тяжёлых видах его ремонта.

По словам Ивана, он до сих пор поддерживает связь со своими бывшими коллегами по бригаде. В своё время ему удалось там создать крепкий, слаженный коллектив, который славился высоким качеством работы.

И в этом нет ничего удивительного – на стройку ехали лучшие. Чтобы попасть туда, необходимо было пройти серьёзный конкурс и отбор. Предпочтение отдавали тем, кто прошёл армейскую школу, имел активную жизненную позицию, опыт общественной работы. Кроме того, бамовцы должны были легко общаться с коллегами, быть, как теперь говорят, стрессоустойчивыми, терпимыми к суровому быту.

– Каждый из них – как то «золотое звено», которое было смонтировано нашими коллегами – путейцами в день открытия движения по Байкало-Амурской магистрали. Они знают, как надо работать, умеют это делать. Стараются выполнить свои задачи безупречно. Не потому, что их проверяет кто-то, а потому что не могут по-другому, – отмечает Иван Колодка.

Годы, прожитые на Байкало-Амурской магистрали, оставили важный след и в судьбах сыновей четы Колодка.  Роман, который пошёл в первый класс в посёлке Ларба, к примеру, продолжил семейную путейскую династию. Сейчас он трудится мастером в Тихорецкой путевой машинной станции № 24.

В 1993 году семья вернулась в Краснодарский край, в Тихорецкую дистанцию пути:  глава семьи – в качестве заместителя начальника дистанции, а Татьяна – диспетчером.
В 2000 году Иван Колодка перешёл на работу в ревизорский аппарат, а в 2007 году стал преподавателем в Тихорецком филиале Северо-Кавказского центра профессиональных квалификаций (тогда – дортехшколе).

Сейчас оба на заслуженном отдыхе. На вопросы внуков о Байкало-Амурской магистрали оба отвечают, что это время их жизни было увлекательным, познавательным, и они ни разу не пожалели, что посвятили годы работе на БАМе.

И перед сном рассказывают им удивительные, почти сказочные истории из жизни в далёком посёлке Ларба.

Марина Флегматова

Элемент не найден!