29 февраля 2020 07:35

29 февраля 2020 07:35

фото: Алексей Иванов

Помощь словом и делом

Работа ветеранской организации дороги опирается на многолетние традиции

Сегодня исполняется 35 лет со дня создания совета ветеранов Северо-Кавказской железной дороги. О прошлом и сегодняшнем дне организации – наша беседа.
Стариков 3-чб.jpg
Николай Стариков,
председатель Межрегионального совета ветеранов

– Николай Николаевич, кто закладывал традиции ветеранской организации на нашей магистрали?

– Первым председателем совета ветеранов стал Николай Савинский. В состав совета тогда вошли 12 человек. Все они бывшие руководители служб, отделов дороги, профсоюзные лидеры, учёные РГУПСа (тогда – РИИЖТа).

В это же время, до 1986 года, создавались первичные и отделенческие ветеранские организации.

– Какие задачи перед ними ставились?

– Главным направлением была поддержка ветеранов войны, труда и их семей, оказание помощи руководителям предприятий в этой работе. Обсуждались вопросы, актуальные для тех лет, – участие в организации кооперативного и индивидуального жилищного строительства, во внедрении хозяйственного расчёта. Ну и, конечно же, об участии в обеспечении безопасности движения, наставничестве.

Таким образом, к 1988 году дорожный совет объединял 9 отделенческих и 180 первичек, где на учёте состояло почти 22 тыс. ветеранов. В основном это были участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

– Задумывались ли в те годы о сохранении исторического наследия магистрали? Ведь память ветеранов войны хранила бесценную информацию.

– Действительно, многие музеи и комнаты боевой и трудовой славы создавались на предприятиях магистрали именно в те годы. Поэтому ветераны заботились о пополнении экспозиций, призывали своих коллег сохранить для истории документы и фотографии, хранящиеся в семейных архивах.

По инициативе дорожного совета в 1987 году любительской киностудией Ростовского Дворца культуры железнодорожников был снят хроникально-документальный фильм об участии работников магистрали в Великой Отечественной войне. К 150-летию создания железных дорог страны были изданы альбомы, посвящённые труженикам первых пятилеток, участникам войны и восстановления разрушенного хозяйства.

Николая Савинского в 1989 году сменил на посту председателя дорожного совета почётный железнодорожник Алексей Похвищев, бывший заместитель начальника СКЖД по кадрам и социальным вопросам. Великолепный специалист, он на всех должностях проявлял талант организатора. В 1992 году ветеранскую организацию возглавил Николай Лущик.

А затем дорожный совет был объединён с советом аппарата управления дороги. Главой новой структуры стал участник Великой Отечественной войны почётный железнодорожник Юрий Мазыкин. В 1998 году его сменил Игорь Бачурин. Пройдя большую трудовую школу после войны, став высококвалифицированным инженером, этот специалист внёс большой вклад в развитие систем автоблокировки и связи на нашей магистрали. На его счету более 50 рационализаторских предложений.

– Что, на ваш взгляд, отличало всех этих людей, стоявших «у руля» ветеранской организации?

– Это люди неравнодушные, с большим жизненным и трудовым опытом, знающие нужды и заботы пенсионеров, способные оказать помощь нуждающимся. Благодаря им совет стал координирующим в деятельности ветеранских организаций на дороге и её предприятиях. Наша недавняя победа в конкурсе на лучшую ветеранскую организацию ОАО «РЖД» – в том числе и их заслуга.

– Какие задачи стоят перед советом сегодня?

– Если ветеран обратился к нам с каким-то вопросом, мы обязательно постараемся ему помочь. Это главная наша задача. Только у нас, железнодорожников, есть такая стройная структура организации. Мы ведём патриотическую и воспитательную работу в коллективах. Стараемся привлекать ветеранов к культурно-массовым мероприятиям.

– Ещё одна животрепещущая тема – забота о состоянии здоровья пенсионеров...

– Прежде всего она касается бесплатного медицинского обслуживания ветеранов СКЖД. Чтобы улучшить ситуацию, нами совместно с дирекцией медобеспечения подписан регламент и план взаимодействия, создана медицинская комиссия межрегионального совета ветеранов. Существует и протокол, регламентирующий порядок прикрепления пенсионеров в рамках обязательного медицинского страхования...

– Следующий год – год 75-летия Великой Победы. Как будет идти подготовка?

– Мы должны в первую очередь уделить внимание ветеранам войны и труженикам тыла: при необходимости улучшить условия их проживания, помочь в решении проблем медицинского обслуживания, бытовых вопросов. Будем продолжать работу с молодёжью. В планах – издание книг, увековечение памяти выдающихся железнодорожников, а также участие в организации «Поезда Победы», встреч ветеранов с молодым поколением. Призываю каждого присоединиться к этой работе.

Беседовала Марина Флегматова