15 декабря 2019 00:44

15 декабря 2019 00:44

фото: из архива Бориса Кибирева

На пьедестале – паровозы-воины

В Краснодаре недавно появилась ещё одна досто­примечательность – паровоз Л-1177.
А сделал этот подарок городу трудовой коллектив эксплуатационного локомотивного депо Краснодар при активной поддержке профсоюзной организации и деповских ветеранов.

Несмотря на почтенный 70-летний возраст, локомотив сверкает свежей краской. Он построен на Брянском машиностроительном заводе в 1949 году. Мощность – 2200 лошадиных сил, конструкционная скорость – 80 км/ч.  

Эту машину начали создавать во время войны, и к 1945 году она была готова – паровоз конструкции Лебедянского, серия «Л». Три завода – Коломенский, Ворошиловградский и Брянский – с 1945 по 1955 год, построили 4199 таких паровозов. В депо Краснодар работало 100 локомотивов серии «Л», пока им на смену не пришли тепловозы ТЭ-3.
Паровоз Л-1177 установлен на пьедестал в честь 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне рядом с памятником советскому солдату-освободителю Алёше и там, где высечены имена работников депо, не вернувшихся с полей сражений.

Надо сказать, что в Краснодарском крае это уже 4-й паровоз-памятник. И каждый из них имеет свою биографию и собственные заслуги.

Так, в Тихорецке стоит паровоз-воин с номером СО17-12, построенный в Харькове в 1935 году. Он прошёл через бои в Корсунь-Шевченковском котле, на 3-м Белорусском фронте, в Восточной Пруссии. Весь израненный, но восстановленный и живой, он 10 мая 1945 года под управлением машиниста Анатолия Ждановича доставил первый советский эшелон на Силезский вокзал поверженного Берлина.

В эксплуатационном локомотивном депо Тимашевская на пьедестале стоит «Голубой экспресс» – паровоз Су-215-50. Тимашевские паровозники в 1945 году выступили с инициативой  поднимать с железнодорожных откосов взорванные и разбитые паровозы и своими силами готовить их к работе. Было восстановлено 50 паровозов.

В 1946 году паровоз Су-215-50 под управлением машиниста Филиппа Дедуренко совершил агитационный пробег по дорогам России, Белоруссии, Украины – более 4000 км. На каждой крупной станции состоялись встречи железнодорожников и митинги с демонстрацией паровоза: мол, делайте, ребята, как мы, поднимайте разрушенное войной паровозное хозяйство! И делали, и поднимали. Итог – 3500 восстановленных по стране паровозов.

Автору этих строк довелось с 1965 по 1970 годы работать в локомотивном депо Тимашевская – сначала машинистом тепловоза, а потом начальником этого предприятия. Я подружился с Филиппом Дедуренко, застал ещё на работе членов его боевой команды – машиниста Николая Соколова, помощников Петра Карнауха и Михаила Лодатко. Это были крепкие профессионалы и очень надёжные в работе, да и в жизни люди.

На вечной стоянке, поставленный в честь 130-летия локомотивного депо Кавказская, стоит в городе Кропоткине паровоз Л-0239, родной брат краснодарского Л-1177, но старше его на 2 года.

Всё это памятники не только локомотивам, но и людям, которые его конструировали, строили, работали на нём.
Борис Кибирев, машинист тепловоза и электровоза, почётный железнодорожник, депутат Государственной Думы РФ трёх созывов

Элемент не найден!