22 августа 2019 05:28
фото: из архива депо

Исполнение желаний

Годы работы в депо и постоянное повышение своего технического уровня позволили ему стать настоящим профессионалом

Почётной грамотой СКЖД награждён машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Кавказская Юрий Портнов.  
Этот сотрудник поощряется не первый раз. В его активе благодарственные письма и премии от руководства депо и профсоюзного комитета за вклад в перевозочный процесс, безаварийную работу.

Он трудится на транспорте уже 31 год. Железнодорожников у него в роду не было. Мама была почтальоном, а отец токарем высшего разряда.

Именно отец привил сыну интерес к технике, научил ремонтировать велосипеды, мопеды, мотоциклы. Но Юрию всегда хотелось освоить более мощные машины – локомотивы. Он представлял себе, как готовит их к поездке, как сидит за пультом управления.

– Я жил в станице Тбилисской, что находится недалеко от Кропоткина, – вспоминает машинист. – Там же окончил 10 классов школы. У меня всегда была тяга к железной дороге.

Еще ребёнком он садился на велосипед и ехал на станцию, которая находилась в 4 км, чтобы посмотреть на поезда. А когда всех спрашивали в школе, кем они думают стать после её окончания, он ответил, что хочет быть машинистом. И желание своё реализовал.

После школы он поступил в Кропоткинское железнодорожное училище, чтобы выучиться на помощника машиниста. А после того, как его окончил, успел немного поработать в локомотивном депо перед армией.

Первым его наставником был машинист Виктор Нестеренко, который помог ему освоиться в этой профессии.  

После демобилизации Юрий через неделю восстановился на работе в депо и переехал жить в Кропоткин.

Он долго трудился помощником машиниста, так как не было вакансий на должность машиниста. Несколько лет он ездил в составе бригады с одним машинистом – Евгением Донецким, в колонне, которую возглавлял машинист-инструктор Игорь Матвиенко.

И вот, наконец, в 2002 году Юрия обкатали на новую должность, и он самостоятельно повёл поезд.

Он трудится в грузовом движении. Плечи обслуживания – до Батайска, Минеральных Вод, Краснодара, Белореченской.

Сегодня он сам уже наставник молодёжи. На данный момент он обкатывает помощника машиниста Сергея Булгакова, который скоро сам поведёт поезда. Рядом с ним уже трудится немало коллег, которым он помог вырасти в профессиональном отношении. Таких в депо наберётся не менее 20 человек.

Юрий сам всегда учился старательно и большое внимание уделял тому, чтобы помочь новичкам.

Машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Кавказская Валерий Мокшин считает его технически грамотным, ответственным машинистом.

– За время работы в депо Портнов зарекомендовал себя крепким специалистом, который подходит к делу ответственно, правильно понимает поставленные перед коллективом задачи по обеспечению безопасности движения поездов и перевозочного процесса, – говорит Валерий Мокшин.

Машинист-инструктор знает Юрия Портнова давно, больше 19 лет, с тех пор, как сам пришёл работать на это предприятие.

Очень важно, что этот машинист неравнодушно относится к безопасности движения поездов.

Если во время поездки он обнаруживает недостатки, то обязательно делает об этом соответствующую запись в книгу замечаний машинистов.

По его мнению, ситуация с безопасностью движения в последние годы стала лучше, но недостатки всё равно есть, и каждый из них в перспективе может привести к проблемам.

– Часто приходится встречаться с отсутствием нумерации на опоре, висящей стрункой контактной сети, – говорит машинист.

Были у него в практике и нестандартные ситуации, и он выходил из них достойно. Например, однажды он увидел, что на соседнем пути стоит вышка для контактной сети, которой там не должно было быть, поскольку никаких работ не велось. Он вовремя предупредил об этом поездного диспетчера и машиниста встречного поезда.
Информировал и о находящихся в колее или рядом с ней людях с неадекватным поведением.

– Во время ведения поезда нужно обращать внимание на всё. Сначала это получается не всегда, но в результате постоянной тренировки бдительность повышается. И как бы хорошо не был изучен маршрут, на нём в любой момент может произойти что-то неожиданное, – считает машинист.

Ежедневная работа над повышением своего технического уровня, изучение конструкции локомотива, профиля обслуживаемых участков и большой практический опыт позволяют Юрию Портнову регулярно добиваться экономии электроэнергии.

Так, за 2016 год сэкономленная его бригадой электроэнергия составила 786 кВт.ч., за 2017 года – 859 кВт.ч., за 2018 год – 879 кВт.ч.

Машиниста Портнова уважают в коллективе и считают хорошим и отзывчивым товарищем.
Александр Панченко