06 декабря 2019 04:12

06 декабря 2019 04:12

фото: Александр Николаев

Главный трудовой импульс

Машинист автомотрисы Туапсинской дистанции электроснабжения Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» Виктор Запорожцев принимал активное участие в строительстве Байкало-Амурской магист­рали.
В год празднования 45-летия БАМа мы его попросили рассказать о том, как это было.

Отец Виктора всю жизнь работал трактористом, мама – дояркой. Железнодорожником трудился прадед, который работал ещё на паровозе. Так получилось, что правнук продолжил его дело.

– Отцу нравилось ездить по стране, – вспоминает Запорожцев. Но через какое-то время он решил вернуться на свою малую родину, в станицу Гиагинскую в Адыгее. Тут я окончил школу. Поступил в училище, которое находилось в Майкопе, и получил профессию электромонтажника. Мне предложили работать на БАМе.

Электромонтажному поезду № 708 треста «Транс­электромонтаж» из Майкопа, представители которого находились на Дальнем Востоке, требовались работники. Так Виктор по комсомольской путёвке вместе с другими ребятами оказался на БАМе. Это было в августе 1978 года. Из 40 человек из Майкопа, поехавших на БАМ, 20 человек остались в Иркутске, а остальных, включая и Виктора, отправили работать на участок Тында – Беркакит. Бригада строила ЛЭП, в частности, автоблокировку.

– Мы были молодыми, целеустремлёнными, трудились ударно, не жалея сил.

Жить и работать в тех краях было непросто. Жили в небольших домиках, рассчитанных на четырёх человек. По утрам просыпались, а вода в ведре была замёрзшей. Летом было много комаров.

Ребята, участвующие в строительстве, приехали со всех концов страны. Вставали на работу рано, трудились допоздна. На пусковых участках не было выходных, пока их сдавали в строй. Тем не менее настроение было приподнятым.

Виктор трудился на БАМе в течение года. Были в его жизни и другие стройки. Например, он принимал участие в электрификации железной дороги в Узбекистане, где строил контактную сеть, работал в Хабаровске. Но таких значимых и масштабных строек, как была на БАМе, ему больше не выдалось. Именно она дала ему главный трудовой импульс. Последняя масштабная электрификация с его участием в качестве электромонтажника-линейщика была в Забайкалье, в городе Белогорск, в 1984 году. Затем он выучился на машиниста автомотрисы и трудился на Забайкальской железной дороге.

К родным пенатам вместе с семьёй он вернулся только в конце 90-х годов. Примечательна его встреча с будущей женой: они познакомился в Биробиджане, и в первом же разговоре выяснилось, что они земляки: она жила почти там же, где и Виктор, рядом с Майкопом, в посёлке Грозном. Так распорядилась судьба, что они встретились за тысячи километров от дома! Они решили вернуться на юг, и Виктор устроился на железную дорогу, попав в свою родную стихию. Это было в 1999 году, с тех пор он там и работает.

Заместитель начальника Туапсинской дистанции электроснабжения по кадрам и социальным вопросам Ирина Иваненко считает Виктора Запорожцева очень ответственным, технически грамотным и добросовестным работником.

Начальник цеха контактной сети Белореченская Туапсинской дистанции электроснабжения Андрей Южанинов добавил, что Виктор – старший машинист среди других бригад, следит за техническим состоянием техники.

Занимается он и наставничеством. Обучил за время работы много помощников и машинистов, только в его цехе трудится два машиниста, которые практиковались у него.

Виктор Запорожцев отмечен медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», которую он получил в 2004 году. Кстати, 45-летие БАМа – не единственный юбилей, который он празднует в 2019 году. Ему исполнилось 60 лет. У Виктора трое взрослых детей, двое внуков.
Александр Николаев

Элемент не найден!