15 сентября 2019 12:55
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: из архива дистанции

Рельсы: рачительный подход

В Сальской дистанции пути придумали способ снижения расходов на текущее содержание путей с рельсами типа Р50 в отсутствии типовых элементов скреплений.
По словам главного инженера Сальской дистанции пути Дениса Дёмина, добиться поставленных задач позволила  реализация проекта «Использование типового скрепления ЖБР и КБ при помощи изоляционного уголка АРС на рельсах Р50». Проект внедряла рабочая группа предприятия, в которую вошли начальник Сальской дистанции пути Андрей Нартов, Денис Дёмин, ведущий экономист Марина Прокопенко и инженер по организации и нормированию труда Людмила Гордиенко.

– Для начала нами было произведено обследование участков пути с рельсами типа Р50 на деревянных шпалах. Мы выяснили, что для усиления пути рационально использовать железобетонные шпалы с укладкой их через три деревянные шпалы на четвёртую. Сразу же были определены те участки пути, на которых необходимо было выполнить усиление в первую очередь, – рассказывает Денис Дёмин.

У разработчиков проекта возникли трудности, связанные с тем, что скрепления КБ и ЖБР для рельсов Р50 уже сняты с производства. А при использовании таких скреплений для рельсов Р65 из-за разности ширины подошвы надёжно закрепить лежащие в пути рельсы Р50  на железобетонных шпалах не представлялось возможным.

Выход из ситуации нашла  рабочая группа по внедрению бережливого производства, которая предложила использовать рельсы Р50, но модернизировать   узлы скреплений КБ и ЖБР с помощью типовой детали – изоляционного  уголка АРС.

– Такой способ исключает трудоёмкие и дорогостоящие работы, а главное – гарантирует  экономный подход к отработавшим своё на главном пути рельсам. Мы применили новую технологию на приёмоотправочных и второстепенных путях, – подчеркнул главный инженер Сальской дистанции пути.

По мнению начальника Сальской дистанции пути Андрея Нартова, важно, что проект даёт возможность использовать дополнительный элемент  скрепления – пластину, которая позволяет фиксировать рельс Р50 на железобетонной шпале. Таким образом, удалось избежать появления зазора между подошвой рельса и ребром подкладки и за счёт горизонтального упора надёжно закрепить рельс при помощи стандартной клеммы.

Усиление участков пути на деревянных шпалах при сохранении рельсов Р50 даёт возможность использовать рельсы Р65 на более напряжённых участках, а также значительно уменьшает трудозатраты на содержание железнодорожного пути, – считает начальник дистанции.

По состоянию на 1 января 2019 года в Сальской дистанции пути  на приёмоотправочных, второстепенных и подъездных путях верхнее строение пути состоит из деревянных шпал и рельсов типа Р50 в общей сложности протяжением 14,5 км пути. При этом, если рельсы Р50 не изнашиваются, то деревянные шпалы подвержены гниению, что создаёт проблемы. Особенно это касается закрестовинных кривых и кривых малого радиуса. Для обеспечения безопасности движения  поездов приходится постоянно выполнять замену деревянных шпал и перешивку пути.

Проект апробирован при эксплуатации 4-го приёмоотправочного пути по станции Зерноград, закрестовинные кривые которого были усилены таким образом. Сумма экономического эффекта от внедрения проекта составила более 1,8 млн руб.

Злата Родичева