25 июня 2019 19:46
фото: Марина Флегматова

Стальная магистраль жизни

Масштабный исторический фильм «Коридор бессмертия» о Шлиссельбургской железнодорожной магистрали можно увидеть в кинотеатрах страны с 8 мая.
В основу картины положены реальные события Великой Отечественной войны и судьбы участников 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС.

Так случилось, что сегодня о подвиге железнодорожников Шлиссельбургской магистрали известно мало. Автомобильная «дорога жизни» по ладожскому льду у всех на слуху. Но не все знают, что в блокадный Ленинград по ней перевезли лишь четверть военных грузов и продовольствия. Остальные 75 процентов доставили железнодорожники.

Железнодорожная магистраль длиной 33 км между станциями Шлиссельбург и Поляны зимой 1943 года была проложена всего за 17 дней. В строительстве участвовали 5 тыс. человек.

Её прокладывали вдоль южного берега Ладож­ского озера поверх болот, в труднопроходимых местах, на линии огня.

Вот что рассказывал после войны командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко: «Грунта поблизости не было. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи. Снег по пояс, мороз, а под снегом вода хлюпает. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну».

Строители и эксплуатационники называли эту ветку коридором смерти – здесь было опаснее, чем на фронте. Людям негде было укрыться, а фашисты прямой наводкой били по поездам, бомбили с воздуха. Сначала по Шлиссельбургской линии ходили только 2–3 пары поездов в сутки, но этого было мало для обеспечения города даже самым необходимым. Тогда ввели движение пакетами: сначала несколько поездов – в Ленинград, затем ещё несколько – в обратном направлении. Интервал движения удалось уменьшить до 3–5 минут, что позволяло за ночь пропускать от 16 до 25 поездов.

Благодаря подвигу железнодорожников Шлиссельбургской магистрали – объекта №400 – 7 февраля в осаждённый Ленинград удалось привести первый поезд с продовольствием. С 22 февраля были повышены нормы выдачи хлеба жителям города на Неве и пригородов.

Как пояснил режиссёр картины Фёдор Попов, само существование этой дороги во время войны было засекречено. И после войны о ней мало упоминали. Он узнал об этой истории из очерка писателя Дмитрия Каралиса. А уж дополнительные подробности искал в монографии военного историка Валентина Ковальчука и в архивах.

С момента возникновения идеи фильма до её окончательного воплощения прошло 10 лет.

– Прототип главной героини – легендарная железнодорожница Мария Яблонцева. Роль героини картины Маши Яблочкиной исполнила актриса Анастасия Цибизова, – рассказал Фёдор Попов.
Марина Флегматова