27 июня 2019 09:41

Надёжное освещение

Новаторы представили на сетевой конкурс предложение, дающее ощутимый эффект

Инженер 1-й категории производственно-технического отдела Алексей Шматко и электромеханик по средствам автоматики и приборов Сергей Мирошниченко Северо-Кавказской дирекции моторвагонного подвижного состава стали победителями смотра-конкурса изобретений и рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД» 2018».  
Они обошли остальных соревнующихся в номинации, посвящённой лучшему техническому или технологическому решению, направленному на повышение надёжности и отказоустойчивости технических средств железнодорожного транспорта. Победителям вручили соответствующий диплом. Получат они и премию.

Их работа, которую они представили на конкурс, посвящена усовершенствованию конструкции пускорегулирующего аппарата люминесцент­ных ламп.

Алексей Шматко рассказал, почему было решено усовершенствовать конструкцию данного оборудования.
Шматко.jpg

– В ходе эксплуатации моторвагонного подвижного состава новой серии электропоездов ЭД-9 из-за скачков напряжения, особенно в момент поднятия токоприёмников или резкого отключения нагрузки, которые достигают свыше 250 Вольт, происходил выход из строя пускорегулирующего аппарата, предназначенного для включения люминесцентных ламп, находящихся в салонах вагонов. Причина этого, вероятно, в том, что такие лампы изначально разрабатывались для применения в более стабильных, бытовых условиях, а не для эксплуатации в подвижном составе, – говорит Алексей Шматко.

В результате пускорегулирующие аппараты массово выходили из строя и поступали в отделение электроники предприятия для ремонта. Приходилось отвлекать для выполнения этой задачи электромеханика, при том что такие работы не входили в установленные объёмы технического обслуживания и ремонта моторвагонного подвижного состава. В депо стали искать решение этой проблемы.

По словам Алексея Шматко, в ходе изучения причин выхода из строя этих деталей, было установлено, что подводит схема пускорегулирующего аппарата, не рассчитанная на работу в режиме перегрузок, и предусмотренный заводским решением предохранитель не успевает вовремя сработать, в результате чего оборудование выходит из строя.

Чтобы избежать расходов на приобретение радиодеталей и затрат времени электромеханика для выполнения незапланированных работ, рационализаторы предложили усовершенствовать схему пускорегулирующего аппарата. В неё был добавлен варистор, который при увеличении номинального напряжения позволяет сработать предохранителю, обеспечивает работу в экстремальных условиях, сглаживает скачки напряжения, защищает от короткого замыкания. На данный момент проблема выхода из строя люминесцентных ламп на подвижном составе полностью решена. С момента внедрения рационализаторского предложения система освещения салонов вагонов электропоездов работает стабильно. Экономический эффект составил более 263,4 тыс. руб.

Для того, чтобы выработать это решение, авторы специально изучали техническую литературу.

Алексей Шматко отвечает на предприятии за рационализаторскую деятельность с 1996 года. И занимается не только её организацией, но и сам участвует в разработках. За это время им было подано более 100 рацпредложений. Только за прошлый год на его счету 20 рацпредложений, половина из них – это совместные разработки.

Отлично себя зарекомендовало, например, его приспособление для проверки остаточной деформации пружин, направленное на повышение обеспечения безопасности движения.

– Согласно технологии ремонта подвижного состава на кранах машиниста, воздухораспределителях (приборах безопасности тормозной системы) необходимо проверять остаточную деформацию пружин, – рассказывает Алексей Шматко. – Если размер соответствует параметрам, то пружину оставляют работать дальше. Если нет – бракуют. Для проверки пружину необходимо снять, поставить на приспособление и несколькими нажатиями проверить её состояние. Конструкция позволяет делать это более точно.

Ещё одно полезное приспособление позволяет проверять и регулировать натяжение ремня компрессора на подвижном составе ЭП-3Д. У прибора, сделанного для этого на заводе, были недостатки, и рационализатор предложил как его усовершенст­вовать.

Алексей Шматко работает на предприятии с 1994 года. Окончил Ростовский техникум железнодорожного транспорта, затем РГУПС.

Мирошниченко.jpg
Сергей Мирошниченко в депо с 1998 года. Он тоже много времени уделяет конструированию, разработке сложных схем. Он опытный специалист, технически грамотный, отлично разбирается в схемах, умеет находить пути решения различных проблем, возникающих при ремонте подвижного состава.
Александр Панченко