10 августа 2020 07:45

10 августа 2020 07:45

Снижаем объёмы вреда для природы

Гладкова Е Б.jpg
Евгения Гладкова,
начальник Центра охраны окружающей среды СКЖД

– Евгения Борисовна, на днях в компании «РЖД» состоялось в режиме видеоселектора заседание Центральной комиссии ОАО «РЖД», где подвели итоги природоохранной деятельности в 2018 году и были поставлены задачи на текущий год. Как отработала в этом направлении Северо-Кавказская дорога?

– В рамках реализации «Экологической стратегии ОАО «РЖД» в прошлом году на полигоне нашей магистрали снизились выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, они составили 8,7% (план 2%), уменьшение сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности произошло на 1,8% (план 3%). Были ликвидированы два объекта накопленного экологического ущерба и три объекта текущих загрязнений.

Эксплуатационные расходы дороги на природоохранные мероприятия в 2018 году составили
194,1 млн. руб.

На 2019 год запланировано снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – на 3%, а сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности – на 4%.

В области природоохранной деятельности на 2019 год ставим перед собой такие задачи, как эффективная работа с отходами производства и по­требления, минимизация негативного воздействия на окружающую среду, а также повышение компетенции в сфере экологической безопасности у руководителей и специалистов компании.

– Назовите в качестве примера мероприятия, которые намерены реализовать.

– Дирекцией по тепловодоснабжению будет завершено техническое перевооружение и газификация котельной станции Туапсе, произойдёт перевод дизельных котельных на альтернативные виды топлива – солнечные модули – в детском оздоровительном лагере «Зелёный огонёк». В планах – реконструкция котельных станций Минеральные Воды и Ростов, перевод угольных котельных вокзальных комплексов Лихая, Каменская, Новочеркасск, Шахтная, Чертково, Зверево на электрооборудование, а также замена твёрдотопливных котлов на автоматизированную систему энергоэффективного отопления с функцией погодного регулирования и удалённой диспетчеризацией по 27 участкам Краснодарской дистанции гражданских сооружений.

– Вы подчеркнули, что в текущем году должен быть уменьшен сброс загрязнённых сточных вод. За счёт чего это произойдёт?

– За счёт реконструкции очистных сооружений ТЧЭ Новороссийск, очистных сооружений дезпром­станции Георгиевск, установки скиммера (оборудование по очистке ливневых вод от нефтепродуктов) на сбросе в реку Темерник (Ростов-на-Дону), проектирования канализационного коллектора на станции Лихая и установки озонатора на очистных сооружениях (остановочная площадка Солоники). В целом же поставлена задача к 2020 году ликвидировать сброс сточных вод без очистки в природные водоёмы.

– Ликвидации загрязнений и объектов накопленного экологического ущерба тоже уделяется большое внимание?

– Безусловно. В 2018 году ликвидировано 5 объектов с общей площадью загрязнения 1040 кв. м. В этом числе – устранение розлива нефтепродуктов в полосе отвода Кизлярской дистанции пути (станция Улан-Хол и станция Кизляр). В рамках мероприятий «Восстановление нарушенных локальных экологических систем», согласно стратегии ОАО «РЖД», осуществили зачистку ёмкостей хранения мазута котельных дирекции по тепловодоснабжению (станции Морозовская, Белореченская, Минеральные Воды).

Дополнительно дирекцией инфраструктуры выполнены мероприятия по зачистке тракционных путей станции Невинномысская и станции Туапсе-Сортировочная (парк «Б»).

В 2019 году будут разработаны проекты рекультивации земельных участков от загрязнений нефтепродуктами Ставропольской дистанции инфраструктуры (станция Светлоград), Гудермесской дистанции пути (станция Грозный). Намечены и другие мероприятия в этом направлении.

– Расскажите, пожалуйста, о работе с отходами производства и потребления?

– В 2018 году были приобретены 188 контейнеров для накопления твёрдых коммунальных отходов, 17 комплектов оборудования для обезвреживания содержащих ртуть отходов, оборудовано 45 площадок для временного складирования промышленных отходов. По полигону дороги вовлечение отходов во вторичный оборот достигло в 2018 году 61,3% от общего их количества.

– Как на дороге развивается программа раздельного сбора отходов?

– В структурных подразделениях дороги и территориальных филиалах осуществляется сбор отходов бумаги на 116 объектах. В 2018 году было сдано на утилизацию по доходным договорам 76,72 тонны отходов бумаги, а в текущем году планируется сдать 70 тонн. Поставлена задача – расширить перечень объектов селективного сбора, переработки отработанных железобетонных шпал и опор контактной сети, увеличить использование отработанных масел. И здесь интересен опыт переработки резинотехнических изделий, внедрённый на Западно-Сибирской дороге.

На вокзалах Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов установлено 97 четырёхсекционных урн для раздельного сбора отходов: металла, пластика, стекла и бумаги. На данный момент на 8 вокзалах (Минеральные Воды, Махачкала, Сочи, Олимпийский Парк, Адлер, Роза Хутор Краснодар-1, Ростов-Главный) осуществляется сбор отходов бумаги с дальнейшей передачей её сторонним организациям для переработки. Плакаты «За раздельный сбор отходов», размещённые на территории вокзалов, призывают пассажиров выбрасывать мусор в урны и контейнеры согласно их маркировке.

Елена Трифилюк