06 августа 2020 22:36

06 августа 2020 22:36

фото: Александр Дряев

Ответственность профессионалов

В день юбилея на предприятии вспомнили лучших

Отсчёт истории локомотивных депо на Туапсинском железнодорожном узле начался весной 1914 года.
Железная дорога от Армавира до Туапсе с двумя ветками на Майкоп и станцию Лабинская протяжённостью 275 вёрст была построена в короткие для XX века сроки: с 1909 по 1915 годы. Она вдохнула новую жизнь в черноморский регион и позволила развивать не только экономику и промышленность благодатного края, но и порты.

Тогда же началась летопись паровозного депо Туапсе. Изначально оно представляло собой длинный деревянный сарай со стойлами для двух паровозов.
С первых дней работы депо к каждому паровозу прикреплялась отдельная бригада. Чтобы, как писалось в наставлении обер-машинисту, «один и тот же машинист постоянно находился при одном и том же локомотиве, так как каждый из них имеет свои особенности в своих свойствах, и только при постоянном общении с локомотивом машинист знакомится с этим свойством и достигает верности в управлении».

История сохранила для нас имена первопроходцев локомотивного хозяйства на побережье: Петра Коняшкина, Николая Крука, Алексея Верижского, Георгия Ананьева, Константина Пахомова.

Первые паровозы серий Ы и Ов сегодня кажутся смешными с точки зрения мощности, но эти трудяги-локомотивы с честью справлялись с перевозками а начале XX века.

Железнодорожный участок Туапсе – Сочи был пущен уже в 1923 году. А в туапсинском депо особое внимание уделяли подвижному составу.

В 1927 году началось строительство нового депо, которое было завершно за два года. Коллектив включился в движение первых пятилеток, участвовал в соцсоревновании. Появились первые передовики, среди которых: машинисты-новаторы Аксёнушкин, Слюнин, Пахомов, Коняшкин, Михайлов, Манерный, слесари-экипажники и котельщики Седлачек, Гаврилов, Панин, Куприянов и другие. О них газета «Красный тяговик» тогда писала: «Паровозы ценят, как детей своих. Пусть сдача, пусть приемка, но паровоз, как куколку, и примут, и сдадут».

Грозные годы обороны города в период Великой Отечественной войны, бомбёжки и обстрелы фашистов не смогли помешать героической работе туапсинских железнодорожников.  Под вражеским огнем они вели поезда с боеприпасами и войсками, вывозили вглубь страны ценное оборудование, эвакуировали людей.

Действительно, главное для любого коллектива – его труженики. Безусловным почётом и уважением пользуются здесь трудовые династии. Трудно даже представить, но общий стаж династии Скрипченко на транспорте составляет более 180 лет. Глава семьи Иван Скрипченко пришёл на транспорт в далёком 1932 году. Был слесарем, бригадиром, мастером по ремонту паровозов. Пришлось трудиться во время войны и в Гаграх, куда было эвакуировано депо, и в Сталинграде. В 1965 году он был переведён в депо Туапсе, где и работал до 1991 года. С этим же предприятием связали свою судьбу его сын Александр, внуки Сергей и Андрей. А ныне в локомотивном хозяйстве трудится уже правнук – Максим Скрипченко.

Сегодня в Туапсе два локомотивных депо: эксплуатационное, входящее в дирекцию тяги, и сервисное локомотивное депо Туапсе-Пассажирское (филиал «Северо-Кавказский» ООО «ЛокоТех-Сервис»), а также производственный участок Северо-Кавказской дирекции по ремонту тягового подвижного состава.
  Вместе с депо отмечает свой профессиональный юбилей и Александр Петрищев – в этом году исполнилось 35 лет, как железная дорога стала его судьбой.

– В депо я пришёл, отслужив в армии и имея диплом с отличием туапсинского ГПТУ-29, – рассказывает он. – Начинал с помощника машиниста, отучившись на специальных курсах. Потом я перешел на работу в цех ремонта моторвагонных секций и тепловозов, где и работаю по сей день. Люди в нашем коллективе просто замечательные! С искренней теплотой вспоминаю я своих наставников, особенно старшего мастера цеха депо Александра Киященко, который дал зелёный свет в профессию очень многим деповчанам. Настоящие профессионалы трудились тут в разное время: Евгений Мищенко, Михаил Верёвкин, Владимир Гринюк, Виталий Азарный. Работала здесь и моя тётя Раиса Жидкая. Депо стало частью нашей семьи, в частности, и сына моего, и зятя.

В праздничный день тёплые слова были адресованы ведущему инженеру по организации и нормированию труда Людмиле Скляренко, стаж которой в отрасли составляет 52 года,  машинисту крана 5-го разряда Ольге Дубовик (37 лет), слесарю по ремонту подвижного состава 7-го разряда участка текущего ремонта электровозов Александру Масленникову, машинисту крана сервисного отделения Белореченск Михаилу Собину, слесарю-ремонтнику 6-го разряда Виктору Басто, отработавшему на железной дороге 45 лет, слесарю-электрику участка по ремонту электрических машин Александру Ветрову и многим другим.

Сегодня в депо, в состав которого входят сервисное отделение Белореченск и сервисный участок Адлер, трудятся 220 человек. У многих стаж несколько десятков лет, есть и молодые кадры. На тех, кто трудится в депо, лежит колоссальная ответственность за то, чтобы локомотивы были исправны, чтобы пассажиры вовремя, безопасно и с комфортом прибывали в пункты назначения.


Марина Кулакова