26 мая 2019 20:26
фото: из архива дистанции

Полезный прибор

Рацпредложение позволило выявлять предотказное состояние

Инженер Кавказской дистанции СЦБ Михаил Плохотин придумал устройство для определения степени намагниченности рельсов.
Посвящённое этому рационализаторское предложение было внедрено на станции Кавказская.

Намагниченность может стать серьёзной проб­лемой: это в сочетании с попаданием металлической стружки, образующейся при механическом воздействии тормозных колодок на колёса, в стык рельсов – одно из основных причин отказов рельсовых цепей. Поэтому важная задача – вовремя определить степень намагниченности рельсов.
Существует несколько измерительных приборов, которые используются железнодорожниками. Для работников СЦБ раньше выпускался прибор А91, с помощью которого проводилось измерение намагниченности изостыка. Сейчас для этих целей появился магнитный датчик, который выпускает компания «Ритм» из Краснодара (его начали изготавливать в 2017 году).  Но таких приборов на предприятиях пока мало, так как они являются экспериментальными и достаточно дороги.

Например, в Кавказской дистанции СЦБ имеется на вооружении всего 2 таких прибора, есть их нехватка и в других дистанциях.

Именно это и подтолкнуло Михаила Плохотина к тому, чтобы придумать своё устройство. Достоинством данного индикатора является простота изготовления, высокая надёжность, компактные размеры и быстрое определение степени намагниченности рельсов. Внедрение данного предложения способствует оперативному обнаружению пред­отказных состояний рельсовых цепей.

– Намагниченность рельсов – очень серьёзная проблема, – рассказывает Михаил Плохотин, – поэтому электромеханики всегда проверяют состояние пути в этом отношении. Но заводские приборы – в дефиците. Чтобы устранить проблему, я решил сделать индикатор – простое устройство. Электромеханик во время выполнения прохода прикладывает индикатор к рельсам и по количеству загоревшихся светодиодов может судить о степени намагниченности. Точно измерить её мой прибор не позволяет, но даёт возможность увидеть проблемное место. А если нужны точные данные, то тогда уже используется заводской измерительный прибор.

Изготовить индикатор для проверки намагниченности несложно, для этого требуется всего несколько недорогих деталей, в том числе светодиоды и батарейка, зато теперь такое устройство есть практически на каждом участке.

У Михаила Плохотина есть и другие рацпредложения, так как он уже не первый год участвует в новаторском процессе. Ему нравится создавать новое. Он трудится в цехе РТУ (ремонтно-технический участок), является ответственным за метрологическое обеспечение в дистанции. Его работа, как и рацпредложения, связаны с измерительными приборами.

Михаил с детства интересовался радиотехникой. Ещё ребёнком, он взял в руки паяльник, потому что любил ремонтировать разную аппаратуру. Особенно его интересовало то, что связано с космосом, спутниками. Ходил в библиотеки, читал книги, выписывал журналы.

– Мне в детстве купили конструктор, в котором были транзистор, микросхемы, всё соединялось проводками, и можно было сделать приёмник и усилитель, телеграфный ключ. Тогда я и загорелся этим делом. Мог целыми сутками сидеть и конструировать, – вспоминает Михаил.

Тогда же он решил учиться этой профессии – после школы окончил Житомирское высшее военное училище радиоэлектроники. Получил диплом радиоинженера. Служил офицером в армии, отдал ей 9 лет. А потом уволился, решив перейти работать на железную дорогу.

– Меня приняли на должность инженера-метролога, и с того времени я и работаю в дистанции, – рассказывает Михаил.

В настоящий момент он может отремонтировать любую аппаратуру, связанную со средствами измерения, да и дома такую технику, как телевизор или компьютер, легко починит.

В том же цехе РТУ трудится и его жена Елена, а его мама была инженером по охране труда в дистанции гражданских сооружений. У жены тоже много родственников-железнодорожников: её сестра работает диспетчером, мать была дежурным по станции, а отец трудился в дистанции СЦБ.

Александр Панченко