19 июля 2019 19:15

За каждым экспонатом – история депо

В  музее боевой и трудовой славы эксплуатационного локомотивного депо Тимашев­ская за этот год уже побывало около 1500 посетителей.
Здесь в гостях бывают самые разные люди. Это и представители расположенной по соседству воинской части, и школьники Калининского района, станицы Роговской и посёлка Советского, Ейска, Крымской, Каневской, воспитанники центра детского творчества, железнодорожники и ветераны.

– Современную молодёжь порой удивляет информация о женщинах-машинистах паровозов, – говорит хранитель музея Анна Сычёва.

Сейчас женщинам трудовое законодательство запрещает работать не только машинистами электропоездов, паровозов, тепловозов, дизель-поездов, но и их помощниками.

Однако в 1930-е годы по призыву «Каждый рабочий должен обучить своей профессии члена семьи» в железнодорожных училищах и на курсах при дортехшколах овладели профессией помощника машиниста дочери работников депо и других предприятий узла: Лидия Лопато (Астафьева), Клавдия Скиба (Паненко), а также комсомолки Клавдия Белоглазова (Жабот), Мария Боберец (Шейкина), Надежда Щербакова, Софья Ахметова. В музее есть специальный стенд, посвящённый их героическим биографиям.

С 1938 по 1945 год машинистами, помощниками и кочегарами были более трёх десятков славных тружениц депо.

Клавдия Жабот, к примеру, 23 года проработала на должности машиниста, а ранее – 6 лет помощником. Она трудилась в депо с 1936 года, всю войну проработала помощником. А затем самостоятельно изучила работу машиниста, подготовилась и получила права вождения.
Ветеран.jpg
Руки этих славных женщин в своё время перекидали в паровозную топку тысячи тонн угля: по 20 тонн уходило только за одну поездку. Многие думают, что уголь в топку забрасывал кочегар. На самом деле он лишь подгребал уголь к кабине машиниста, а топили котёл машинист и помощник.

– В музее локомотивного депо Тимашев­ская хранятся раритетные фотографии, они размещены на стенде «Женщины – члены паровозных бригад». О каждой из этих героинь можно и нужно писать книги и снимать фильмы! – восклицает хранитель музея Анна Сычёва.

С использованием уникальных материалов созданы стенды «Старейшие династии депо», «Бронепоезд «Смерть немецким оккупантам», «Агитпробег тимашевцев – инициаторов восстановления паровозов». После войны в стране была огромная нехватка локомотивов.

Искорёженные снарядами, они лежали вдоль железнодорожных путей в ожидании восстановительного ремонта. Но заводы стояли в руинах, им самим требовалось восстановление. И тогда тимашевские железнодорожники выступили с инициативой – восстанавливать паровозы в условиях депо.

На трудовом энтузиазме, с помощью подручных средств, часто без новых запасных частей, располагая минимумом станочного оборудования, в нерабочее время, деповчане «лечили» изуродованные войной паровозы.

Восстановленный в Тимашевске паровоз СУ215-50, стал известен как «голубой локомотив». На смотре в Краснодаре среди восстановленных паровозов он занял 1-е место и был отправлен в агитпробег до Москвы и обратно. На узловых станциях тимашевцев встречали музыкой и цветами, а в Москве в их честь состоялся концерт в Кремлёвском дворце.
Почин тимашевцев был подхвачен и стал чуть ли не вторым стахановским движением. За три послевоенные года в депо восстановили 32 локомотива, а всего железнодорожниками страны по методу тимашевцев было отремонтировано более 2600 паровозов.

– Почему «голубой локомотив»? Этот вопрос мне часто задают посетители музея. Действительно, в те времена паровозы красили в черный или тёмно-зеленый цвет. Но в депо не было никакой краски. С трудом отыскали в одном из колхозов чудом уцелевшую после войны бочку с краской, она оказалась голубого цвета. Ею и решено было покрасить локомотив, – поясняет Анна Сычёва.
Марина Кулакова