20 июля 2019 07:10
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: из архива ЮДОСС

Разворот «Ласточки»

В Южной дирекции скоростного сообщения (ЮДОСС) придумали, как обеспечить равномерный износ колёсных пар на электропоездах «Ласточка».
На участках в районе Черноморского побережья много кривых, и при постоянном движении поезда в обоих направлениях без изменения положения колёсных пар это приводило к их повышенному износу с одной стороны.

Добиться снижения износа гребня за счёт равномерного распределения нагрузок на обе колёсные пары удалось с помощью осуществления разворота электропоездов «Ласточка» по треугольнику Сочи – Роза Хутор – Имеретинский Курорт. Ранее скоростные электрички ходили по маршруту Сочи – Роза Хутор (не через Олимпийский парк). На конечных станциях локомотивная бригада производила смену кабины управления и отправлялась в обратно направлении, проходя все кривые участка одной и той же стороной колёсной пары. В результате происходил односторонний износ гребня.

– Для того, чтобы уменьшить односторонний износ гребня колеса, мы приняли решение разворачивать электропоезда. В результате чего, и левые, и правые колёса стали теперь изнашиваться равномерно, – рассказывает начальник отдела эксплуатации и ремонта ЮДОСС Дмитрий Лазуренко.  

По словам ведущего технолога отдела ремонта ЮДОСС Сергея Кузнецова, на побережье основной износ гребня происходит именно по причине большого количества кривых. Эксперимент по обкатке колёсных пар с применением разворота по разъезду 5 км начался в прошлом году и продолжился до конца 2018 года.

– Разворачивать «Ласточку» мы стали в декабре 2017-го. К моменту подачи документов проекта я провёл анализ выбраковки колёсных пар за 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев этого года. Результат оказался таким, как мы и предполагали: мы увидели значительное уменьшение количества обточек колёсных пар по критерию толщины гребня. Конечно же, обточка будет осуществляться и дальше, но она будет происходить уже параллельно на двух колёсах, а не всё время на одном и том же. К браковочному параметру они будут подходить постепенно и равномерно, – говорит Сергей Кузнецов.

Таким образом, благодаря внедрению проекта «Изменение графика оборота поездов для смены кабины управления с целью обеспечения равномерности износа колёсных пар» специалисты добились снижения количества обточек колёсных пар по таким параметрам, как браковочный параметр толщины гребня, износ гребня (критическая крутизна гребня) и неравномерный прокат. В результате проведённой работы репрофилирование колёсных пар сокращено на 22 единицы (212,3 мм) с получением экономического эффекта 0,9 млн рублей в год.

В составе оперативной рабочей группы Дмитрий Лазуренко и Сергей Кузнецов занимались проектом вместе. Бесспорным автором идеи с разворотом поездов стал Дмитрий, но все экономические расчёты производил Сергей. Он же подтвердил и целесообразность самого разворота.

– Мы постарались максимально использовать имеющийся у нас «треугольник» Имеретин­ский Курорт  – Роза Хутор – Сочи. И у нас получилось, – заключает Сергей Кузнецов.
Юлия Сухарева