25 марта 2019 08:21
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Александр Дряев

По пути оптимизации техпроцессов

Коллектив дирекции моторвагонного подвижного состава наращивают количество полезных проектов

– Северо-Кавказская дирекция моторвагонного подвижного состава включилась в процесс поэтапного внедрения бережливого производства одна из первых на полигоне дороги. С чего все начиналось?
Титоренко.jpg
Юрий Титоренко,
главный инженер Северо-Кавказской дирекции моторвагонного подвижного состава

– В 2012 году были определены пилотные подразделения – моторвагонные депо Ростов и Минеральные Воды. За год было разработано и внедрено сразу 11 проектов, принесших существенный технологический и экономический (1,594 млн. рублей) эффект. В этой работе участвовали все депо дирекции, и работники с интересом принимали участие в реализации проектов. Конечно, было организовано каскадное обучение основам бережливого производства. Всего с 2013 по 2018 год очное обучение прошли 52 человека, 12 получили знания дистанционно, но самая многочисленная группа – 640 человек – знакомилась и изучала методы и прин­ципы бережливого производства в рамках проведения технических занятий.

– Рабочие группы, как правило, предлагают свои соб­ственные разработки или тиражируют проекты коллег?

– На протяжении шести лет приоритет мы, конечно, отдаем собственным проектам. Однако Система проектного мониторинга, которая позволяет на безбумажной основе администрировать и мониторить внедрение проектов в структурных подразделениях дирекции, а также дает возможность обмена опытом в подразделениях Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава на сети дорог, открывает для нас опыт коллег и это очень ценно. Эту информацию мы активно используем. Так, одним из заимствованных проектов стал проект моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московское «Оптимизация технологии ремонта и обслуживания токоприёмников», который был реализован в 2015 году в моторвагонном депо Белореченская. Его внедрение позволило организовать новые рабочие места и обеспечить качественный ремонт токоприёмников в условиях депо, сократить транспортные расходы на передачу токоприёмников в ремонт силами моторвагоннных депо Ростов и Минеральные Воды, а также обеспечить безопасные условия труда на вновь организованных рабочих местах. И это не единичный пример тиражирования.

– На какие технологические процессы в основном нацелены проекты депо дирекции?

– В рамках внедрения технологий бережливого производства в дирекции приоритетными направлениями являются производственные процессы эксплуатации, ремонта и обслуживания моторвагонного подвижного состава. Основными видами потерь в производственных процессах дирекции являются: выпуск дефектной продукции (отказы технических средств дирекции); избыточные запасы материально-технических ценностей; потери творческого потенциала; излишняя транспортировка и перемещения.

– Расскажите о том, какие проекты удалось реализовать в этом году?

– В первом полугодии 2018 годы нами реализованы несколько интересных проектов. Один из них - «Сокращение накладного времени движения пригородных электропоездов на участке Ростов-Степная-Тихорецкая», проект моторвагонного депо Ростов, с экономическим эффектом 35,164 тысяч рублей. Второй проект касается организации текущего ремонта в объеме ТР-1 Краснодарской группы в депо Ростов. Этот проект моторвагонного депо Белореченская дал экономический эффект – 237,590 тысяч рублей. Кроме того, в моторвагонном депо Ростов заменили освещение в цехе ТО-3, ТР-1, ТР-2 на светодиодное ( экономический эффект составил 569,874 тысяч рублей). Завершён и внедрён проект «Обточка колёсных пар прицепных вагонов на ремонтных позициях цеха ТО-3, ТР-1» (проект моторвагонного депо Белореченская, экономический эффект – 41,018 тысяч рублей). Кстати, благодаря этому работы по оперативному устранению выявленных дефектов колёсных пар осуществляются непосредственно в месте их выявления, без постановки прицепных вагонов на позицию обточки с помощью станка ТК-941ФЗ.

– А какие проекты были внедрены на базе моторвагонного депо Минеральные Воды?

– Одним из значимых стал проект «Подготовка и внедрение технологии обогрева автоматриссы АЧ-2 на 6 тракционном пути депо Минеральные Воды» (экономический эффект – 91,911 тысяч рублей). При низких температурах автомотриса прогревается благодаря постоянно работающему двигателю, для чего после захода в депо локомотивная бригада сдаёт её машинисту, который постоянно находится в ней. После внедрения проекта прогрев автомотрисы будет производиться от внешнего источника электроэнергии через встроенные электротэны на территории депо. Достижение экономического эффекта стало возможно за счёт исключения присутствия на автомотрисе АЧ-2 машиниста тепловоза и использования при прогреве не дизельного топлива, а электрической энергии.

Существенный экономический эффект (1478,662 тысяч рублей) дал проект по оптимизация процесса маневровой работы в связи с изменением объёма ТО и ТР МВПС в моторвагонном депо Минеральные Воды. Его цель - оптимизация штатной численности составителей поездов, обусловленной увеличением межремонтных пробегов и, как следствие, уменьшением объёмов выполняемой маневровой работы.

Кроме того, в депо Минеральные Воды внедрён проект по оптимизации рабочего времени локомотивных бригад маневрового тепловоза (экономический эффект – 1393,080 тысяч рублей). В рамках проекта проведена оценка рабочего времени локомотивной бригады маневрового тепловоза с целью выявления операций, не приносящих ценности конечному продукту. Технологический эффект достигается за счёт более эффективного использования рабочего времени, связанного с взаимодействием локомотивной бригады и ремонтного персонала депо. Экономический эффект достигается за счёт оптимизации рабочего времени и экономии фонда оплаты труда, а также сокращением расхода топлива в связи с отключением маневрового тепловоза на время обеденного перерыва.

– Насколько работники подразделений вовлечены в процесс подачи предложений по улучшениям?

– Количество поданных предложений в первом полугодии 2018 года увеличилось на 57% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Основная масса предложений посвящена вопросам улучшения технологии ремонта и обслуживания моторвагонного подвижного состава дирекции. На основании приказа начальника дороги мы производим выплаты за реализацию проектов бережливого производства. В 2017 году выплаты составили 327,290 тысяч рублей, а по итогам 1-го полугодия 2018 года – 577,090 тысяч рублей.

На второе полугодие 2018 года запланирована реализация 6 проектов с планируемым экономическим эффектом – 2 120,123 тыс. рублей.

Беседовала Юлия Олейникова