23 июля 2019 04:19
фото: Дмитрий Чередниченко

Ради ПРОдвижения

Технология краудсорсинга позволяет использовать потенциал большого количества людей для развития идеи в онлайн-среде

В сентябре начала работу краудсорсинговая платформа ОАО «РЖД», цель которой – сбор, развитие и реализация идей для совершен­ствования эксплуатационной деятельности компании. Эта программа развивается и на полигоне Северо-Кавказской магистрали.
чередниченко_фото к интервью.jpg
Дмитрий Чередниченко,
заместитель начальника инвестиционной службы СКЖД

– Дмитрий Андреевич, поясните, что такое краудсорсинг и чем он может быть полезен нашей магистрали и холдингу в целом?

– Методика краудсорсинга известна уже не первый год. Этимологически слово «краудсорсинг» произошло от английских слов crowd – «толпа» и source – термина, обозначающего «использование ресурсов».

Эта технология позволяет посмотреть на существующие проблемы компании с разных сторон, за счёт участия людей с разными личностными и профессио­нальными знаниями. При этом генерируемые в процессе общения идеи и их обсуждение в общем итоге формируют банк идей, который может быть использован как стартовая площадка при разработке инноваций.
Краудсорсинг-проекты использовали в своей практике многие российские компании. В частности, большой опыт здесь имеет «Сбербанк». А в последнее время этот способ улучшения перевозочного процесса получает широкое распространение в холдинге «РЖД».

Наименование платформы – «ПроДвижение». Её запуск приурочен к 15-летию ОАО «РЖД» и проведению Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520», который начнёт свою работу в предстоящий понедельник в Сочи.

Электронная площадка находится в сети интернет по адресам продвижение.ржд.рф и prodvizhenie.rzd.ru. Доступ к ней открыт с 4 сентября 2018 года.

– Таким образом, на первом этапе мозговой штурм коснётся только идей, связанных с технологиями грузовых перевозок?

– На платформе размещаются конкретные актуальные вопросы. На данный момент это совершенствование процессов управления перевозками. К примеру, в сети уже активно обсуждают, как улучшить планирование грузоперевозок, какие нормы и правила устарели и сдерживают развитие, какие профессии становятся лишними и какие должны появиться в ближайшее время.

Кроме того, на платформе можно оставлять идеи на свободную тему, имеющую отношение к эксплуатационной работе.

– Как подать идею для обсуждения?

– Сначала нужно зарегистрироваться на электронной площадке «ПроДвижение», создать профиль, получить пароль от личного кабинета. Для более быстрой и удобной регистрации (авторизации) можно использовать аккаунты социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Google+). И только после этого автор может стать полноправным участником проекта, делиться опытом, знаниями, высказывать своё мнение по поводу других идей.

Внесённое предложение проходит три этапа. Первый – модерация. Здесь проверяется, является ли оставленная пользователем запись конструктивной идеей, не противоречит ли она действующему законодательству.

Второй этап – экспертиза. Каждая идея будет рассмотрена не менее чем тремя экспертами, имеющими отношение к теме, по которой внесено предложение. В числе экспертов – руководители и специалисты функциональных филиалов компании, сотрудники технологических служб. Уже сформирован пул экспертов программы из более чем 200 человек. Кстати, пользуясь случаем, обращаюсь к специалистам. Каждый из вас может заявиться для участия в этой работе в качестве эксперта самостоятельно. Важно, чтобы вы хорошо разбирались в вопросах своей специализации.

На третьем этапе идея попадает на рассмотрение рабочей группы по повышению эффективности перевозочного процесса, где принимается решение о способах её поддержки и продвижения.

– Не будет ли платформа дублировать уже ставшие популярными конкурс проектов «Новое звено», программу «Бережливого производства», «Единое окно инноваций»?

– Конкуренции нет и не будет. Разница в том, что в конкурсе «Новое звено», в программе «Бережливое производство» участвуют готовые проекты, оформленные документально, с просчитанным экономическим эффектом. А на краудсорсинговой платформе достаточно лишь самого главного – идеи, лучшие из которых станут проектами при помощи специалистов компании. Кроме того, в отличие от других конкурсов, обосновывать ваше мнение желательно, но необязательно.

Идеи находятся в общем доступе, на открытом, прозрачном ресурсе. Предлагать свои и участвовать в обсуждении уже опубликованных идей могут не только сотрудники холдинга «Российские железные дороги». Предполагается к тому же, что принимать участие работе платформы смогут как партнёры-грузоотправители, операторы подвижного состава и другие участники транспортного рынка, так и студенты профильных вузов. К слову, для них это может быть дополнительным бонусом в их дальнейшей карьере.

Ещё одним плюсом является то, что по поводу одной и той же идеи, возникшей на стыках взаимодействия звеньев перевозочного процесса, смогут высказать своё мнение специалисты совершенно разных специальностей, работники нескольких дирекций. При этом свою лепту в общее дело имеют возможность внести не только рационализаторы и активисты, которые традиционно выдвигают свои идеи, но и рядовые сотрудники.

– А если снова попытать счастья захочет человек, чья идея ранее не была принята в других программах?

– Если будет получено одобрение экспертов. То что раньше было невозможно в силу каких-либо ограничений – будет изменено и повлияет на связанные процессы.

– Какова мотивация для участников программы краудсорсинга?

– Каждому участнику программы начисляются баллы, которые служат для определения рейтинга пользователя платформы краудсорсинга. Текущий рейтинг – сумму начисленных баллов – пользователь может увидеть в своём профиле.

– За что и сколько баллов может быть начислено?

– Например, если идея отправлена на экспертизу, участник получает 50 баллов. Если она одобрена экспертами, начисляется 100 баллов, если рекомендована к реализации – 150. И так далее.

В таблице рейтинга баллы визуализируются в виде бейджа. Так, участник может стать, по версии платформы «ПроДвижение», лидером эффективности, профессионалом, активистом, человеком, чьи идеи в тренде, и генератором идей. Лучшие получают вознаграждения. Это, к примеру, обучение в корпоративном университете, или профессиональная стажировка в одной из российских, или зарубежных компаний или ценный подарок, дополнительное оснащение рабочего места самой современной техникой, а также денежное вознаграждение.

– А как быть, если автор идеи по каким-то причинам не стремится на первых порах выносить её на всеобщее обсуждение, а хочет обратиться сразу к экспертам?

– Предусмотрена публикация идей с ограничением доступа. Для этого нужно выставить в профиле на сайте специальный значок.

– Насколько активны в деятельности краудсорсинговой платформы работники холдинга, и в частности сотрудники СКЖД?

– Всего, начиная с 5 сентября, было подано 173 предложения. В системе зарегистрировалось 700 пользователей, в их числе и сотрудники холдинга на полигоне СКЖД, уже выдвинувшие свои идеи.

В основном это представители молодёжи компании, у которых сложилось своё видение перевозочного процесса.

Так, Дмитрий Федоркив – технолог технологической службы СКЖД выдвинул идею применения машинных роботизированных средств (беспилотников, роботизированных анализаторов состояния объектов железнодорожного транспорта) для интеллектуального анализа объектов инфраструктуры. А Александра Чередниченко – инженер службы организации и нормирования труда Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры предложила внедрить программу <Бонус – штраф!> с системой рейтинга каждого клиента «РЖД».

Эти идеи уже прошли экспертизу, находятся на доработке и имеют хороший потенциал к внедрению.

Беседовала Марина Флегматова