07 декабря 2021 14:07

07 декабря 2021 14:07

Благодаря и вопреки

Свой 70-летний юбилей отмечает почётный железнодорожник Евгений Горлаков

Железнодорожником он стал, как говорится, уже с первого дня жизни – в семье Ивана Фёдоровича и Лидии Яковлевны Горлаковых сын родился аккурат в профессиональный праздник.
горлаков_2.jpg
При том, что отец был опытным движенцем, а мама трудилась на разных должностях в грузовом и пассажирском хозяйствах, выбор профессии случился как бы сам собой. Дошкольника, бравшего в руки кукурузный початок вместо жезла и решительно отправлявшегося на перрон станции Ильская встречать и провожать поезда, знал тогда каждый машинист и дежурный.

Трудовую книжку студенту вечернего железнодорожного техникума Евгению Горлакову в Краснодарской дистанции пути вручили уже в 14 лет, указав в графе «профессия»: «Ученик слесаря». В 16 он получил квалификацию слесаря, в 17 стал электромехаником в Краснодарской дистанции сигнализации и связи. Затем в трудовой появились записи о работе башмачником, помощником составителя и составителем поездов, дежурным по парку и дежурным по станции Краснодар-1... А в 19, женившись на бывшей однокласснице, он обратился к руководству отделения с просьбой направить на любую станцию с предоставлением жилья.

– Тогда я снова оказался на станции Ильская, где жили мои дедушка и бабушка и где когда-то начинал отец. Должность моя называлась «старший помощник начальника станции». Я и за пульт дежурного садился, и вёл график работы кондукторов – школа была отличная. Затем был начальником станций Энем, Афипская. А в 1975 году – в 27 лет – я стал начальником станции Новороссийск, – вспоминает Евгений Иванович.

И в этом нет ничего удивительного: ответственностью, нестандартностью и масштабностью мышления, требовательностью к себе юноша отличался ещё в школе. Это сразу заметили. И когда по уважительной причине отсутствовал кто-то из учителей, подменять его просили именно Женю Горлакова. Потому что знали: он сумеет организовать ребят и занять работой класс.

Евгений Горлаков отдавал и отдаёт работе все свои силы, знания и таланты. Многое в его жизни происходит благодаря и вопреки. И если говорят, что дважды нельзя войти в одну реку, то почётный железнодорожник Евгений Горлаков опроверг это утверждение. Он дважды был начальником Краснодарского отделения дороги (ныне – региона) и дважды – начальником станции Новороссийск.

Здесь под его руководством строились дополнительные пути, реконструировались горловины станции, внедрялись новые технологии эксплуатационной работы на базе опорных станций, модернизировалась связь и возводилось жильё для железнодорожников – более 37 тысяч квадратных метров.

Подчинённые рассказывают, что у руководителя отделения практически не было личного времени. Из кабинета он уходил уже затемно, отдав все распоряжения и зафиксировав в уме «картинку» расстановки составов в регионе в целом и на крупных станциях в частности. А в пять утра следующего дня снова спешил на диспетчерские круги, чтобы к планёрке знать реальное положение дел и быть в курсе всех успехов и промахов своих подчинённых. И те изо всех сил старались не подвести своего руководителя.

Важным моментом в жизни Евгения Горлакова стало присоединение к Краснодарскому ещё двух отделений дороги: Туапсинского и Кавказ­ского. В ходе этих структурных преобразований потребовались мудрость и такт, чтобы сохранить работоспособность нового коллектива, безболезненно для людей убрать дублирующие звенья. В результате отделение стало одним из крупнейших и чётко обеспечивало грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки по всему Краснодарскому краю и неоднократно занимало первые места в сетевом рейтинге по России.

– Причём я стремился, чтобы в ситуации на отделении и первостепенных задачах собственного предприятия разбирался каждый сотрудник. Даже, к примеру, кадровик или профсоюзный деятель. Пусть не до тонкостей, а хотя бы знал общие тенденции, – говорит Евгений Иванович.

И только таким образом, уверен он, человек становится вовлечённым в общее дело. И требовал от других заинтересованности, умения работать в команде, – одним словом, того, о чём постоянно говорят современные руководители холдинга и во время встреч с железнодорожниками, и с высоких трибун.

Благодаря инициативе и деятельному участию в проекте комплексного развития Новороссийского транспортного узла ему удалось внедрить новую систему организации подвода поездов к портам юга России. Это произошло благодаря строительству крупной сортировочно-накопительной станции Разъезд 9-й километр. Необходимость появления такой станции, имеющей транзитные, приёмоотправочные и сортировочные парки с возможностью смены локомотивной тяги, была продиктована постоянным ростом объёмов перевозок в направлении южных портов.

Евгений Иванович курировал строительство этого мощного и сложнейшего в своей реализации объекта с момента проектирования и до последнего дня строительства.

– Изначально здесь было всего два парка, каждый рассчитан на семь путей, где производились операции по смене локомотивов с электриче­ской на тепловозную тягу и опробованию тормозов, осуществлялись приём и отправление грузовых составов, – рассказывает Горлаков. – Строительство начали в ноябре 2011 года, завершили в 2014-м. Государственные инвестиции составили свыше 12,8 млрд рублей. ООО УК «Транс­южстрой» получил от нас технические условия, выполнил проект и строительство. Постоянно поддерживалась связь с руководством дороги, с администрацией Краснодарского края. Работы шли днём и ночью.

Так на Разъезде 9-й километр появилось 72 пути, два больших парка – сортировочный и накопительный. В накопительном грузовом терминале производятся подборка, накопление и формирование поездов из грузов, следующих в адрес припортовых станций Таманского полуострова и станции Новороссийск. Одним словом, создана новая технология подвода поездов в порты. Также была построена вся необходимая для обеспечения работы железнодорожного комп­лекса инфраструктура: к примеру, трёхэтажный дом отдыха локомотивных бригад на 40 мест, новый пост ЭЦ «Южного района», здание пункта технического осмотра вагонов, бытовые помещения для путейцев, локомотивное депо. Было закрыто два железнодорожных переезда, и автотранспорт пошёл в сторону Тамани по виадукам, по совершенно новой схеме движения.

Введение станции в строй состоялось примерно на полгода раньше, чем ожидалось. Это произошло во многом благодаря отличной организации работ и взаимодействию всех участников строительства, в чём несомненная заслуга Евгения Горлакова, тогдашнего помощника начальника дороги.

И теперь уже невозможно представить, как можно обходиться без всего этого.

Единственное, что, по мнению Евгения Горлакова, сейчас тормозит транспортное развитие региона, – отсутствие электрифицированной линии в сторону Таманского полуострова. Но к 2020 году проблема должна быть окончательно решена.
Все годы, ведя стройку и коренную перестройку работы на отделении дороги, Евгений Иванович не забывал о подготовке кадров. Он всегда стремился, чтобы под его началом трудились только лучшие.

– Я лично встречался с железнодорожниками и их детьми, убеждал идти в транспортный вуз по целевому направлению, организовывал практику, а затем ежеквартально проверял зачётные и трудовые книжки студентов. Многие вспоминают эти встречи, где кого-то поощряли подарками, кого-то журили. А часто мы, вопреки официальному регламенту, переходили на откровенный диалог, – вспоминает Евгений Горлаков.

Каждый молодой специалист отчитывался перед руководителем отделения об итогах учёбы и получал направление на работу.
И даже теперь, уйдя на заслуженный отдых, Евгений Горлаков всегда на связи с руководителями подразделений региона.

Благодаря своему опыту он сразу замечает успехи и видит назревающие проблемы, о чём не может не сообщить, не подсказать решение. Ведь истинные профессионалы не уходят от дел, а продолжают трудиться во имя стабильной работы отрасли.

В день своего рождения Евгений Иванович передаёт коллегам поздравления с профессиональным празд­ником и пожелания здоровья, счастья, благополучия, осуществления всех планов. А ещё – побольше серьёзных поводов гордиться своей работой и родной магистралью.
Марина Флегматова