01 апреля 2020 16:50

01 апреля 2020 16:50

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Алекс Сильвер

Как реализовать идею и заработать?

Основные принципы системы бережливого производства – качество, непрерывное улучшение и способность к быстрым изменениям технологий

В актовом зале управления Северо-Кавказской железной дороги состоялся семинар по вопросам бережливого производства, который прошёл в формате расширенного круглого стола.
В обсуждении приняло участие около 80 человек: руководители подразделений, экономисты, инженеры техотделов – все они участвуют в процессе внедрения проектов бережливого производства на предприятиях.

На полигоне СКЖД в последние годы ощутимо развивается система бережливого производства. Что ещё нужно сделать, чтобы подход к этой сфере стал ещё более творческим, а результат весомым? Для этого, казалось бы, созданы все условия, есть все необходимые основополагающие документы, практикуется поощрение за идеи и их реализацию.

Начальник отдела технического регулирования лицензирования и качества службы технической политики Игорь Демиденко, открывая семинар, пояснил, что цель данного мероприятия – ещё раз довести до всех участников, как должно развиваться бережливое производство в компании, какие требования при этом предъявляются, в том числе при оформ­лении технической документации. Главная цель семинара – повышение качества при увеличении числа проектов. Уровень знаний у участников этого процесса разный. Кто-то ещё не очень хорошо представляет, что такое бережливое производство, а кто-то прошёл корпоративное обучение и знает об этом достаточно. Поэтому и было решено провести обучение в ходе семинара.

Основная цель внедрения системы бережливого производства – это сокращение затрат и непроизводительных потерь. Основные прин­ципы системы – качество, непрерывное улучшение и способность к быстрым изменениям технологий производства. Рабочая группа по внедрению проектов каждого предприятия должна генерировать как можно больше идей, ведь в каждой из них можно найти рациональное зерно. На этапе разработки и реализации проекта бережливого производст­ва существуют определённые требования, которые необходимо соблюдать. Об этом на семинаре говорилось достаточно подробно. Для всех участников процесса очень важно понимать отличия бережливого производства от рационализации. Вот один из наиболее простых параметров различия: рационализаторское предложение, как правило, улучшает работу на каком-то этапе, а проект бережливого производства совершенствует весь технологический процесс и при этом снижает потери.

Особое внимание было уделено вопросам, связанным с организацией труда и мотивацией работы по бережливому производству.

Заместитель начальника финансовой службы СКЖД Олег Судариков подробно рассказал присутствующим, как, согласно нормативным документам, производится расчёт премиальных средств за внедрение проектов бережливого производства, имеющих экономический эффект.

А начальник отдела организации и оплаты труда СКЖД Лариса Сидорова отметила, что материальное стимулирование работников с 2016 года осуществлялось благодаря созданию нового положения о дополнительном премировании за внедрение проектов бережливого производства. Результат налицо. Если по итогам 2015 года за работу по бережливому производству был премирован 31 сотрудник на сумму 130 тысяч рублей, то за 2016 год было поощрено более 300 человек, а сумма вознаграждения составила 3,5 миллиона рублей. В прошедшем году почти 4 миллиона рублей было направлено на дополнительное премирование 232 человек за реализацию 45 проектов.

Сегодня для неравнодушных и компетентных людей возможностей заработать достаточно много. Так, железнодорожники премируются за ряд идей и новаций, содержание участков и рабочих мест. Например, за лучший инновационный проект из лимита начальника дороги выплачивается премия от 5 до 15 тысяч рублей. За лучшую программу недельных улучшений на производственном участке премия составляет до 50 тысяч рублей. Ту же сумму можно получить за лучшее  подразделение. А за лучшее рабочее место награда составляет от 3 до 7 тысяч рублей.  Ни одна идея не остаётся без внимания. За каждую принятую на Проектном офисе железной дороги идею выплачивается 500 рублей.

– При рассмотрении проектов, предоставляемых на заседание Проектного офиса дороги для дополнительного премирования работников, мы регулярно сталкиваемся с нарушениями, которые допускаются на региональном уровне, – рассказала Лариса Сидорова. – В числе таких подразделений – дирекции инфраструктуры и по ремонту пути, пассажирских обустройств и ряд других. Ими предоставляется, как правило, неполный пакет документов. Справочные материалы об оценке годового экономического эффекта по проектам бережливого производст­ва заполняются неверно. Списки на дополнительное премирование – тоже. В результате пакет постоянно возвращается на доработку. Тратится много времени и сил на исправление ошибок.

В то же время Лариса Сидорова отметила две дирекции, которые полностью отвечают всем требованиям, – это Южная дирекция скоростного сообщения и Северо-Кавказская дирекция моторвагонного подвижного состава.

Были вопросы к организаторам семинара и у зала. Например, представители дирекции по ремонту пути поинтересовались, как будет формироваться бюджет в связи с оптимизацией, которую даёт внедрение проектов бережливого производства.

Прозвучало предложение упростить задачу подсчёта экономического эффекта до минимума, чтобы любой технически грамотный человек мог его подсчитать. А о результатах тех, кто достиг хорошего эффекта, подробно рассказывать всему коллективу магистрали, чтобы другие брали пример.

Программа семинара оказалась полезной не только для участ­ников, но и для её организаторов, поскольку даёт возможность узнать о проблемах с внедрением проектов бережливого производст­ва непосредственно от участников процесса. А потом уже сообща найти оптимальные пути решения, что в итоге повлияет на повышение качества труда в данном направлении.
Олег Грачёв начальник службы технической политики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31