07 июля 2020 02:52

07 июля 2020 02:52

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Александр Дряев

Принцип химзащиты

При творческом подходе к делу можно увеличить сроки работы оборудования и избежать внепланового ремонта

В котельной станции Батайск Ростовского территориального участ­ка Северо-Кавказской дирекции тепловодоснабжения был принят к тиражированию проект бережливого производства, посвящённый химической защите котлоагрегатов.
В составе рабочей группы по внедрению этого проекта – заместитель начальника Ростовского территориального участка Владимир Дзреян, ведущий инженер участка Николай Шеин, экономист Олеся Лоськова и мастер Дмитрий Ходарук. Руководитель проекта – начальник Ростовского территориального участка дирекции Виталий Сиволапов. А курирует его внедрение главный инженер Северо-Кавказ­ской дирекции тепловодоснабжения Сергей Середин.

Идея первоначально была предложена и внедрена на Западно-Сибир­ской дороге. Для рабочей группы Ростовского участка, которая занимается внедрением и тиражированием проектов, она оказалась интересна тем, что её реализация не требует значительных финансовых вложений, а положительный эффект налицо.

– Проект мы взяли к тиражированию, чтобы улучшить процесс текущего содержания и ремонта котлоагрегата, работающего на жидком топливе, – пояснил ведущий инженер Ростовского участка Николай Шеин. Он является ответственным за внедрение проектов бережливого производства на территориальном участке.

Цель внедрения проекта в котельной – увеличение жизненного цикла оборудования, снижение производ­ственных издержек и интенсивности коррозии, уменьшение коли­чества отказов.

Сейчас источниками производ­ственных потерь, возникающих при эксплуатации котельной, являются затраты времени, связанные с проведением внепланового ремонта, а также снижение КПД котлоагрегатов. Как следствие, наблюдается увеличенный расход топочного мазута. Такая ситуация возникает потому, что дымовые газы, образующиеся при сгорании мазута и отводящиеся по газовому тракту, соприкасаются с поверхностями нагрева в местах образования «точки росы». После этого в месте контакта образуется агрессивная среда – серная кислота, из-за воздействия которой многократно увеличивается коррозионный износ оборудования.

Будущие изменения заключаются в следующем. В ходе планового текущего ремонта в топку котла в металлическом лотке загружают известняк (250-300 килограммов). В процессе работы котла, под воздей­ствием высокой температуры, извест­няк разлагается на оксид кальция и углекислый газ. Отщепление водой кальция способствует защите металлических поверхностей в местах образования «точки росы». Дымовые газы с пылевидной известью, при взаимодействии с росой, образуют твёрдую, теплопроводную плёнку, которая препятствует налипанию сажи и нейтрализует кислоту на металлических поверхностях. Отработанная смесь (негашёная известь) выводится из котлоагрегата при следующем плановом ремонте котла.

Проект улучшений, по подсчётам, даст экономический эффект в сумме 452,38 тысячи рублей за счёт снижения расходов на оплату труда, материалы и топливо (мазут) .

– Проекты улучшений в нашей рабочей группе – плод коллективных усилий. Кто-то предлагает идею, а реализуем её все вместе, – говорит Николай Шеин.

Весной этого года на Ростовском территориальном участке дирекции был внедрён проект бережливого производства, посвящённый изменению схемы работы ещё одной котельной на станции Батайск путём перевода с круглогодичного на сезонный режим. Проект реализован в котельной, которая находится в центре города по адресу Ключевая, 10, и обслуживает не только железнодорожные объекты, но и ряд городских. Нужно было оптимизировать процесс эксплуатации оборудования, уменьшить расход газа, и рабочая группа участка по внедрению проектов бережливого производства нашла решение, как изменить ситуацию к лучшему. В результате экономический эффект от внедрения проекта составил 2,15 миллиона рублей.

В ближайшее время планируется внедрить ещё один проект – на станции Лихая. Котельная здесь зимой будет работать на мазуте, а летом в ней будут задействованы электрокотлы. Подготовительные работы нач-нутся в январе. А реализовать проект рассчитывают до конца марта.
Александр Панченко