08 июля 2020 04:04

08 июля 2020 04:04

фото: Артём Моисеев

Золотые руки, ответственность и опыт

Мастер производственного участка ПТО вагонного участка Махачкала Северо-Кавказ­ского филиала АО «ФПК» Юсуп Чупалов признан лучшим наставником подразделения.
Юсуп Гасанович – председатель комиссии по наставничеству, работе с молодёжью. Он относится к этой задаче очень серьёзно, потому что понимает проб­лемы парней и девчат. У него и у самого двое детей, которые уже состоялись в профессии: дочь – заведующая отделением скорой медицинской помощи, сын – офицер Национальной гвардии России.

И действительно, к кому же ещё на участке обратиться новичку, если что-то непонятно и не получается? Конечно же, есть Юсуп Гасанович, он и поможет, и объяснит. Тем более, что и сам постоянно учится чему-то новому. Ведь профессиональная гордость для него – это не дежурные слова. Он по-настоящему предан своему делу. И его отношение к работе поднимает престиж профессии в глазах молодёжи значительно эффективнее, нежели десятки формальных лозунгов и призывов. К тому же он никогда не забывает, как он сам пришёл на железную дорогу, как начинал свой трудовой путь.

Юсуп родился в декабре 1957 года в маленьком селе Чох, в Гунибском районе Дагестана, а спустя год семья переехала в Махачкалу. Отец работал в селе заведующим молочно-товарной фермой, был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В семье было семеро детей, и поставить на ноги такую армию во все времена было нелегко. Но вот десятилетка за плечами, и со всей серьёзностью встал вопрос: кем быть? Он как-то сразу определился с выбором профессии. С детства манила его к себе железная дорога. И опять же выпал счастливый случай: сосед всю жизнь работал на железной дороге. Вот и привёл он в депо молодое пополнение.

Приняли Юсупа слесарем по ремонту подвижного состава. Уже через год, без отрыва от производства, закончил он курсы и стал осмотрщиком-ремонтником вагонов. Что это за профессия такая? А это как врач, только для подвижного состава. Осмотреть, проверить вагон «с ног до головы», обнаружить то, что и увидеть нельзя. А потом поставить диагноз, определить, можно ли «вылечить» вагон без отцепки.

У хорошего осмотрщика, как, впрочем, у любого настоящего профессионала, вырабатывается особое чутьё. И оно Чупалова никогда не подводило. Те, кто проработал на железной дороге десятки лет, знают, что стать хорошим осмотрщиком-ремонтником далеко не каждому дано. И не только потому, что работа эта непростая: попробуйте в любую погоду, днём и ночью осмотреть десятки вагонов. Важно также уметь брать на себя ответственность за безопасное их прохождение. И для того  чтобы подготовить такого профессионала, надо лет пять-шесть, не меньше.

Сегодня стаж Юсупа Гасановича составляет уже 32 года. Он давно сдал все мыслимые и немыслимые экзамены, прошёл самые строгие испытания. В 1991 году назначили его старшим осмотрщиком вагонов, а 1999-м – сменным мастером. А это значит, что отвечать ему приходится не только за себя, но и за весь коллектив. Его это не пугает: за все годы у него не было брака в работе, даже отцепок, задержек. Хищений в его смене тоже не бывает. Сегодня появились новые понятия, например, менеджмент качества. А для Юсупа на практике это давным-давно известная вещь. У него всегда инст­румент в полном порядке, находится в строго определённом месте.

Золотые руки, ответственность и опыт давно сделали его лидером в коллективе.

И ещё, уверен Юсуп Гасанович, что в любом деле очень важен психологический контакт. Даже просто друг другу в глаза посмотреть, уверен Чупалов, полезно.

У него много наград. За активную работу по обеспечению безопасности движения поездов мастер был поощрён как лучший общественный инспектор по безопасности движения. В 2004 году он был награждён именными часами руководства «ФПК», ему была объявлена благодарность начальника Северо-Кавказского филиала АО «ФПК».
Артём Моисеев