03 июля 2020 00:30

03 июля 2020 00:30

фото: Александр Гузий

Благодарность судьбе

Основатель железнодорожной династии, почётный железнодорожник, заслуженный работник транспорта Кубани и просто любимая супруга, мама и бабушка Любовь Зеленская вспоминает о 43 годах счастливой трудовой деятельности на СКЖД.
В сентябре этого года начальник станции Тимашевская Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций СК ДУД Любовь Зеленская за многолетний добросовестный труд на железной дороге награждена юбилейным нагрудным знаком «180 лет железным дорогам России» и почётной грамотой дорпрофжела.

– Действительно, это были счаст­ливые годы. Не всегда было просто, а подчас бывало и трудно. Но всегда интересно. Выручали близкие и родные люди, помогали коллеги, спасала любовь к профессии. Мне есть, за что благодарить судьбу, – говорит Любовь Зеленская.

С самого детства её отличали такие качества, как целеустремлённость и упорство. Ещё в юношеские годы Люба привыкла добиваться поставленных целей и преодолевать преграды. Вспоминает, как после 8-го класса приехала поступать в Батайский железнодорожный техникум. Конкурс был жёсткий. Абитуриентов 11 человек на место. С отличием закончившая школу, Люба хоть и побаивалась, но по большому счёту была уверена в своих силах. И вот экзамены позади, на стене вывешен список поступивших. К своему большому удивлению Люба не нашла там свою фамилию. «Не может быть!». В списке с результатами экзаменационных работ она быстро увидела ответ – тройка по математике.

– Я очень хорошо помню тот день, как билось моё сердце от обиды, от острого чувства несправедливости. Ведь я была уверена, что решила всё правильно. И тогда я пошла к директору техникума, – рассказывает Любовь Трофимовна.

По её словам, она не могла вернуться домой с поражением, ведь там за неё «болели» мама и старший брат. Она должна была получить профессию! Отец Любови умер, когда ей только исполнилось 2 года. Мама Клавдия поднимала детей одна. Конечно, юной Любе очень хотелось продолжить обучение, закончить 10 классов общеобразовательной школы и поступить в институт, но жизненные обстоятельства вынуждали девушку поскорее начать работать, помогать семье. Даже на каникулах Люба не знала той беззаботной жизни, которая была у многих её сверстниц.

– Да, бывало такое, подружки на танцы бегут, меня с собой зовут, а я с работы только иду, уставшая, одна мечта – поспать. Все каникулы трудилась на току. Не могла я подвести маму и брата, – говорит Любовь Зеленская.

И вот расстроенная, но не сломленная стояла она перед директором железнодорожного техникума и просила показать ей её экзаменационную работу. Когда подняли работу, оказалось, что та написана на «отлично»! Но в результате чьей-то оплошности при внесении итогов в ведомости появилась тройка. Справедливость восторжествовала, и Любовь приняли в техникум.

Годы учёбы пролетели незаметно. И вот её, практически уже выпускницу, посылают на преддипломную практику на станцию Варениковская.
– Помню, как начальник станции на время практики разместил меня на квартиру к одним людям, которые жили совсем рядом со станцией. Говорит: «Будешь здесь жить, семья хорошая, не обидят и на работу тебе бегать близко». А вечером с работы вернулся их сын, серьёзный, умный парень. Так и познакомились, вскоре подали заявление в ЗАГС и через 2 месяца поженились. Вот и живём мы с Геной уже 43 года вместе, – рассказывает Любовь Трофимовна.

Муж для Любови Зеленской не только близкий человек и отец их троих детей, но и настоящий помощник и верный друг. Он 23 года проработал в Анапском карьероуправлении. Но когда его мать заболела и за ней потребовался постоянный уход, Геннадий, чтобы иметь сменный график работы, уволился и устроился на железную дорогу дежурным по станции Чекон. Потом много лет был дежурным по станции Варениковская.
– Всегда он мне был помощником и на работе, и дома. Нужно траву покосить в полосе отвода или на станции, Гена обязательно сделает, не успеешь и попросить. Куда на машине по рабочим делам, тоже он. Кто бы ещё согласился в ночь-полночь довезти на станцию. Бывает, мне позвонят внезапно, и, пока я разговариваю, Геннадий уже машину заводит, – говорит Любовь Зеленская.

У начальника станции рабочего дня нет, скорее – рабочие сутки. С раннего утра, в 5.30 уже на службе, нужно подвести итоги ночной смены, спланировать наступающий день. Летучки, оперативки, селекторы, переговоры с грузополучателями и грузоотправителями, подведение итогов за день, раз в месяц – недельные комиссионные осмотры. В лучшем случае к девяти вечера удаётся домой попасть. И то, если на станции всё в порядке. А случись проблема, то и ночью он на станции, и в выходные.  

Но упорства и трудолюбия Любови Зеленской было не занимать. Так сложилось, что в 1992 году она руководила сразу тремя станциями: Варениковской, Киевской и Чекон. Время было непростое. Железнодорожные станции обязывали вести хозрасчётную деятельность. Возглавлял хозрасчётный узел тогда Валентин Капуста, надёжный, сильный руководитель.

– Мы с мужем вели подсобную деятельность: сажали горох, пшеницу. Потом урожай сдавали в хозрасчётный узел. Оттуда нашим работникам станции давали бесплатно мясо и другие продукты. Бывало, горох вырастим, сдадим на консервный комбинат, они нам консервы в обмен. Так и выживали мы благодаря подсобно-вспомогательной деятельности, – рассказывает Любовь Зеленская.

В процессе разговора мы прикинули общий трудовой стаж на железной дороге семьи Зеленских – без малого 106 лет! У супругов трое детей – два сына и дочь. Средний, Андрей, – начальник станции Усть-Лабинская. Дочь Татьяна – заместитель начальника станции Тимашевская по транспортному обслуживанию. Светлана, жена старшего сына Геннадия, – дежурная по станции Варениковская.

У Любови Зеленской – 7 внуков, совсем недавно появился на свет маленький Владислав. Двенадцатилетний внук Андрей мечтает быть начальником станции, как его отец и бабушка. И шестилетняя Валерия тоже уже строит профессиональные планы на железной дороге. Сейчас Любовь Трофимовна агитирует пятнадцатилетнюю внучку Олю по окончании школы поступать в РГУПС.

Семья Зеленских гордится своей женой, мамой и бабушкой. А Любовь Трофимовна благодарит их за любовь. И рада, что им с мужем удалось передать своим детям преданность железнодорожному делу.
Юлия Сухарева