10 декабря 2019 17:18

10 декабря 2019 17:18

Трудные дороги войны

Имя почётного железнодорожника Алексея Котенко увековечено на памятнике Героям-автомобилистам в Москве. Во время Великой Отечественной войны он, шофёр автоколонны управления военно-восстановительных работ № 8 Юго-Западного фронта, был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Уже будучи начальником Батайских авторемонтных мастерских, он вспоминал, как в 1932 году окончил семилетку и поступил учеником счетовода на Никитовский доломитный комбинат, что в одном из городков Украины. Без отрыва от работы он окончил курсы шофёров и стал водителем.

  Действительная служба в Красной Армии пришлась у Алексея на 1939 – 1941 годы. И здесь он повышал свою классность. В сентябре 1941-го его направили в спецформирование наркомата путей сообщения, которое остро нуждалось в водителях.

Весь боевой путь прошёл Котенко в составе Юго-Западного (с октября 1943 года – 3-го Украинского) фронта. Головной ремонтно-восстановительный поезд едва успевал восстанавливать разрушенный железнодорожный путь, а войска отступали.  Сталинград, Ростов и далее Северный Кавказ...

В 1942 году часть, в которой служил шофёр Алексей Котенко, вошла в состав только что созданного управления военно-восстановительных работ № 8 НКПС, обеспечивающего боевую работу частей в районе Сталинграда. Только виртуозное искусство водителя сохраняло его и автомобиль от попадания вражеских бомб. И хотя пули и осколки миновали его, но контузия ненадолго вывела его из строя. Первой наградой Алексея Котенко была медаль «За оборону Сталинграда».

Войска Юго-Западного фронта освободили Донбасс и устремились к Днепру. Огненными фронтовыми дорогами от Сталинграда до Днепра день и ночь за рулём был и Алексей Котенко. Здесь он принял участие в восстановлении мостов через Днепр, выполнял и боевые задания.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года красноармейцу Котенко присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». А в Наркомате путей сообщения Герою вручили знак «Почётному железнодорожнику».

Дальше боевой путь шофёра Котенко в составе управления военно-восстановительных работ лежал в Карпаты. Здесь работал на восстановлении линии Стрый – Мукачево – Чоп.

Отступая, гитлеровцы разрушили все восемь виадуков на тринадцатикилометровом пути между тоннелями, а из четырёх тоннелей взорвали два самых больших, 17 больших и средних мостов через горные реки. Задача восстановления осложнялась трудностями транспортировки грузов. Только к одному из разрушенных виадуков высотой от 27 до 48 метров был подъезд по единственной автогужевой дороге при ограниченном количестве транспорта.

Военный Совет фронта в апреле 1945 года наградил Алексея Котенко орденом Красной Звезды. Он был награждён и знаком «Отличный восстановитель».
День Победы фронтовик встретил в столице Чехословакии – городе Праге. После окончания войны с Германией со своей частью оказался на Дальнем Востоке, где принимал участие в боях с японской Квантунской армией.

После увольнения в запас Алексей Николаевич стал курсантом Центральных технических курсов НКПС, после чего был направлен на Северо-Кавказскую магистраль – заместителем начальника автоотдела управления дороги. В сентябре 1958 года он был назначен начальником Батайских авторемонтных мастерских, а потом возглавил Ростовский автотрест. В августе 1981 года вышел на пенсию. Героя сейчас уже нет с нами, но память о нём живёт.
Марина Кулакова

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31