20 февраля 2020 02:11

20 февраля 2020 02:11

Застыли над водой мосты

В Сальске  работники цеха №10 дистанции инженерных сооружений во время технической учёбы познакомились с историей развития мостов.
Эта занимательная беседа прошла в рамках мероприятий в честь 180-летия российских железных дорог.
С историей строения мостов можно ознакомиться  в изданиях, представленных в технической библиотеке. Интерес представляет книга заслуженного работника транспорта Российской Федерации Зосима Крейниса «Знаменитые железнодорожные мосты Российской империи»,  немало познавательной информации можно почерпнуть и из статьи «Рукотворное чудо», опубликованной в журнале «Путь и путевое хозяйство»  (№3  2016 год).

Массовое строительство железнодорожных мостов в России началось с середины 19-го века. Самым крупным водным препятствием на первой железнодорожной линии Петербург – Цар­ское Село стал Обводный канал в Петербурге, через который в 1836 году построили однопролётный деревянный арочный мост под два пути. Открытие Царскосельской железной дороги состоялось 11 ноября 1837 года. Первым поездом из Петербурга в Царское Село управлял руководитель строительства дороги Франц Герстнер. До Обводного канала в целях безопасности поезд шёл медленно и, лишь перейдя деревянный мост, начал набирать скорость. Беспокоились строители напрасно: строение оказалось крепким. Мост прослужил свыше 30 лет и был заменён металлическим лишь в 1869 году.
Трудные задачи встали перед отечественными мостовиками при строительстве Транссибирской магистрали. Главной особенностью географического положения городов Сибири было их размещение на пересечениях этой железной дороги с реками. Здесь возвели большое число металлических мостов, из которых самый крупный – семипролётный Обский мост двухконсольной конструкции (1897 год).
С начала 1880-х годов началось массовое внедрение конструкций из литой стали вместо сварочного железа. С 1886 года на строительстве в системе МПС стали применять железобетон.

В 1875 году при строительстве Ростово-Владикавказской железной дороги был сооружён однопутный металлический пятипролётный мост – первый разводной мост через Дон с отверстием 123 сажени. Спроектировал и построил его инженер путей сообщения Эраст Зубов.
Располагался мост слева от устья Темерника. Поезда, отправленные со станции Ростов на юг, по малому мосту пересекали Темерник, затем въезжали на большой мост через Дон. Средняя ферма (разводная часть) моста, вращаясь по горизонтали на дополнительной установленной по центру каменной опоре, могла поворачиваться на 90 градусов. Зафиксированная в таком положении, она открывала по фарватеру два прохода для пропуска речных судов.

Однако пропуск больших кораблей и буксирных караванов по узкому проходу разведённого моста был весьма опасен.
В первом десятилетии 20 века подходы железнодорожных линий к Ростову со стороны Таганрога, Новочеркасска и станции Тихорецкая были уже двухпутными. Мост через Дон оставался однопутным.

В 1912 году в 40-50 метрах ниже по течению от первого моста приступили к строительству нового трёхпролётного разводного двухпутного моста. Автором проекта был Станислав Игнатьевич Белзецкий. Мост через Дон с вертикально поднимающейся средней фермой стал первым в России мостом такой конструкции. К 1917 году строительство моста было завершено, и ростовчане прозвали его «американским», поскольку такие мосты, начиная с конца 19-го века, строились в Северной Америке.

В 1945 году на опорах «американского» моста был сооружён временный неразводной мост высотой 3,9 метра. От прежней конструкции остались только две каменные опоры в 30 метрах западнее нового. В 1952 году был сдан в эксплуатацию новый (третий по счёту) двухпутный железнодорожный разводной мост через Дон.
Ирина Бочарникова, ведущий библиотекарь технической библиотеки станции Сальск

Элемент не найден!