20 сентября 2019 00:38

Яркий представитель династии

Имя почётного железнодорожника Степана Гуры – в числе номинантов поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани», идущей в Краснодарском крае уже почти год. Её цель – обозначить преемственность поколений, назвать выдающихся творцов истории края, внёсших большой вклад в его становление и развитие.
С 1938 по 1945 год Степан Лукич Гура был начальником паровозного депо Белореченская. Когда наступали захватчики, руководил эвакуацией депо на станцию Гагра. Там за два месяца ему удалось наладить ремонт бронепоездов и выпуск военной техники. В феврале 1943-го Степану Лукичу была объявлена благодарность за строительство и ремонт 12 бронепоездов. Впоследствии он был награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
В этом году исполнилось 110 лет со дня его рождения. Он яркий представитель династии железнодорожников, которая берёт своё начало от Луки Ивановича Гуры, по всей видимости, потомка запорожских казачьих переселенцев. Он длительное время работал на Краснодарском железнодорожном узле слесарем по ремонту вагонов и поездным вагонным мастером. Умер от тифа в тяжёлом и голодном 1933 году по пути в Крым, в санаторий «Ливадия», куда он, премированный путёвкой как передовик производства, направлялся на лечение.

Его сын Степан прошёл все ступеньки карьерной лестницы, будучи машинистом паровоза, машинистом-наставником, дежурным по депо, диспетчером по эксплуатации паровозов Тимашевского направления. Основное локомотивное депо Белореченская он возглавил в ноябре 1938-го, в 31 год. Это было главное курортное направление. Именно белореченские паровозники водили тогда пассажирские поезда от станции Кавказская до Сочи.

Напряжение было велико, особенно в пору летних пассажирских перевозок. В те времена руководители страны пользовались только железнодорожным транспортом. А отдыхать многие из них, и прежде всего Иосиф Сталин, любили в Сочи. Это налагало на работу Степана Лукича и возглавляемого им коллектива огромную ответственность за организацию безопасного движения литерных поездов.

В своей книге «Опалённое детство» сын Степана Лукича, известный российский учёный Георгий Гура, вспоминал, что отличительной особенностью депо Белореченская была чистота, ухоженность и уют его цехов и территории. Повсюду и зимой и летом были многолетние цветы в кадках и горшочках, а в теплое время года – клумбы, зелень, плодовые деревья. Стены в цехах украшали живописные полотна, яркие плакаты, лозунги, наглядная агитация и информация. Транспортные дорожки и аллеи были в идеальном порядке, бордюры побелены. Забота о производственной эстетике объединяла людей, не позволяла плохо делать дело.

Паровозы были закреплены за бригадами и содержались в чистоте. Локомотивы, особенно пассажирские, к летним перевозкам обязательно красились. Огромные колеса пассажирских паровозов серии «Су» имели ярко-красный цвет, а бандажи – белый. Такой паровоз не стыдно было подавать к курьерскому поезду сочинского направления. И машинист был одет с иголочки, непременно в форменном кителе и фуражке с белым верхом и чёрным блестящим ремешком.

Но этот почти идеальный порядок нарушила война. В начале августа 1942 года Красной Армии сдержать натиск немецких захватчиков не удалось. Во время эвакуации задачей коллектива паровозного депо был вывоз подвижного состава, оборудования, инструмента, запасных частей. И, конечно, нужно было эвакуировать паровозные бригады, ремонтников, административный персонал, документы. Руководил всей этой важнейшей работой дни и ночи напролет начальник депо Гура.

Степан Лукич уходил последним, с арьергардными войсками. После их перехода через реку Белая автомобильный и железнодорожный мосты были взорваны. Следующей акцией наших войск и железнодорожников были разрушение мостов и железнодорожной колеи, блокирование железнодорожных тоннелей. Начальник депо лично участвовал в этой работе. В тоннель загоняли паровозы серии «ОВ» и там взрывали. Это не позволило немцам восстановить железнодорожную колею далее станции Хадыженская.

Паровозоремонтная база создавалась в Гагре. Костяк трудового коллектива составил отряд эвакуированных работников паровозного депо Белореченская. На плечи этого коллектива выпали труднейшие задачи и заботы создания в курортном посёлке паровозного депо и ремонтной базы, коммуникаций и предприятий водоснабжения на станции Гагра-Товарная. В кратчайшие сроки здесь было налажено строительство и ремонт бронепоездов, изготовление другой боевой техники.

В 1943 году, после освобождения от немецкой оккупации, Степан Гура вместе со своими коллегами снова вернулся в Белореченскую, организовал восстановление полностью разрушенного депо, а затем и его работу.
А в июле 1945-го Степана Гуру назначили начальником Тихорецкого паровозного депо. Предприятие нуждалось в реконструкции, в расширении. Увеличивался объём перевозок, в депо начали поступать новые грузовые паровозы серии «Л»
.
В марте 1950 года Степан Лукич стал начальником паровозного депо Краснодар. Это было связано с грядущими структурными переменами на Северо-Кавказской – переходом на тепловозную и электрическую тягу. Он грамотно подготовил площадку реконструкции Краснодарского паровозного депо к приёму новых локомотивов и обеспечил их эксплуатацию и ремонт.