23 сентября 2019 06:39
фото: Георг Гундлах

Дорога жизни в «Долине смерти»

Узкоколейке Мясной Бор – Финёв Луг суждено было стать одной из наиболее печально известных военно-полевых железных дорог

Мы продолжаем серию исторических очерков, посвящённых прифронтовым железным дорогам. Их важная роль в Великой Отечественной войне стала более заметна к 1942 году, когда было остановлено стремительное наступление гитлеровцев и относительно стабилизировалась линия фронта.


Роковой 1942-й...

Несмотря на одержанную победу в битве за Москву, в целом 1942 год стал для Красной Армии периодом тяжелейших поражений, сопряжённых с беспрецедентными потерями в живой силе и технике. Поражения эти стали в первую очередь последствиями грубых стратегических просчётов Ставки верховного командования и безграмотных действий командиров на местах, вкупе с нередко бездушным и даже циничным отношением к жизням простых солдат.

Особенно обидно осознавать тот факт, что бездарные, а нередко даже преступные действия военного руководства, сводили на нет героический подвиг сотен тысяч рядовых бойцов, большинство из которых так навсегда и остались безымянными.

Одна из трагических страниц 1942 года – Любанская наступательная операция, итогом которой стало окружение и гибель 2-й ударной армии. Наш сегодняшний рассказ – о военно-полевых железных дорогах Волховского фронта.

Под перекрёстным огнём

2-ю ударную армию ввели в узкий наметившийся прорыв в районе деревни Мясной Бор. Стратегической целью Любанской операции было снять блокаду Ленинграда, освободить Новгород и ускорить разгром гитлеровцев на северном участке фронта. Однако наступление захлебнулось. Плохая координация во взаимодействии армий и слишком поздно отданный Ставкой приказ о переходе от наступления к обороне привели к тому, что 2-я ударная армия оказалась почти полностью окружена.

Для снабжения войск, оказавшихся в котле, инженерными частями 2-й ударной армии была построена узкоколейная железная дорога, пролегавшая по направлению Мясной Бор – Финёв Луг. Материалы верхнего строения пути частично были взяты с ближайших лесовозных и торфовозных узкоколейных железных дорог.

Постройка дороги проходила в нечеловеческих условиях. 2-я ударная находилась почти в полном окружении – советские войска удерживали лишь узкий коридор, ширина которого постоянно менялась от 500 м до 2,5 км. Бои шли в сильно заболоченной местности, где фактически не было дорог. Военно-полевую узкоколейку строили по пояс в воде. В болоте приходилось забивать сваи, и на высоте 1–1,5 метра укладывать на них шпалы и рельсы. Эту дорогу строили все – и саперы, и танкисты, и пехотинцы. В начале мая дорога вступила в строй.

Ученый-историк Борис Гаврилов рассказывает в своей книге «Долина смерти. Трагедия и подвиг 2-й ударной армии» о строительстве этой дороги:

«О настроении бойцов Мясного Бора лучше всего свидетельствует ещё один общий подвиг, совершенный ими в апреле <...>. Измученные люди ещё нашли силы, чтобы весь апрель укладывать рельсы под бомбами и снарядами по лесной просеке в 500 м правее Северной дороги».

Именно узкоколейке Мясного Бора посвятил свое стихотворение «Строитель дороги» поэт-фронтовик Александр Гитович:

Он шёл по болоту, не глядя назад,
Он Бога не звал на подмогу,
Он просто работал, как русский солдат,
И выстроил эту дорогу...

«Пердячим паром»


Первоначально грузы и войска по ней перевозили паровозами серии 159. Однако большая часть локомотивов была вскоре уничтожена немецкой авиацией. Те, что уцелели, нельзя было использовать, поскольку гитлеровцы в некоторых местах находились всего в 800 метрах от дороги и легко могли уничтожить такую заметную цель, как паровоз.

«Поэтому платформы с грузом 8–10 т вручную толкали люди (называлось это «пердячим паром»). Платформ-тележек имелось всего восемь, что сильно ограничивало возможности дороги. И тем не менее она действовала», пишет Борис Гаврилов.

Балластировку пути на фронтовой узкоколейке фактически не производили – было не до того. Поэтому вагоны и платформы часто сходили с рельс и валились в воду, которая с обеих сторон подступала к насыпи. Но хоть таким образом, но дорога действовала. Фронтовая магистраль выходила из болот, где истекала кровью, но не сдавалась 2-я ударная армия, и вела к Мясному Бору. Узкая полоса лесов и болот в районе станции Мясной Бор получила страшное название – «Долина смерти»

Долина смерти

Только когда положение в котле, в который попала 2-я ударная армия, стало совсем безнадёжным, Ставка дала разрешение на выход из окружения. Так началась операция по спасению 2-й ударной.

С огромным трудом Красная армия продолжала удерживать «Долину смерти». Ширина перешейка местами составляла всего несколько сотен метров.

«Борьба за горловину шла не на жизнь, а на смерть, – вспоминает командир 376-й стрелковой дивизии генерал Писарев. – Болота, вода, холод, непрерывные налёты пикирующих бомбардировщиков и шквалы пулемётного и артиллерийского огня по скучившейся, как на пятачке, ничем не прикрытой с воздуха группировке; всюду масса не захороненных трупов, своих и противников».

«Раненых вывозили на открытых платформах, клали в два ряда, стараясь того, кто побольше весом, положить вниз. Только все уже весили немного, истощились от голода и недосыпа: немцы затравили людей бомбёжками и артобстрелами», пишет в своей книге «Мясной Бор» Станислав Гагарин.

Конечно, узкоколейная военно-фронтовая дорога не могла обеспечить потребности многотысячной группировки. Из-за узости коридора узкоколейка буквально прошивалась пулемётно-артиллерийским огнём. Тем не менее она сыграла очень важную роль – по ней удалось вывезти около восьми тысяч раненых.

Необходимо отметить, что узкоколейка Мясной Бор – Финёв Луг была далеко не единственной военно-полевой дорогой Волховского фронта. На территории современных Ленинградской, Новгородской, Псковской областей во время войны действовало немало прифронтовых узкоколейных магистралей.

Однако трагические события, связанные с гибелью 2-й ударной армии, сделали дорогу, проходившую по «Долине смерти», одной из наиболее печально известных.

Ленинград не был взят!

Необходимо также сказать несколько слов и о военно-полевых железных дорогах Вермахта, которые действовали по другую сторону фронта. Их также было немало. И одна из наиболее известных – магистраль «Звезда» («Stern»).

В ходе Любанской операции войска Красной Армии перерезали железную дорогу широкой колеи Новгород – Чудово. Поэтому, несмотря на то, что блокада Ленинграда так и не была снята, а 2-я ударная армия была уничтожена, тем не менее непосредственная угроза взятия города была надолго ликвидирована.

Потеря ширококолейной дороги и заставила немцев построить обходную узкоколейку «Звезда» длиной 72 км. На ней использовались мотовозы и платформы, переоборудованные для перевозки личного состава.

В начале 1944 года Волховские леса были освобождены. Все узкоколейки были разрушены в ходе боёв и сегодня среди бескрайних болот и лесов можно лишь случайно натолкнуться на остатки пути, как суровое напоминание о страшной войне.

Наша справка

Любанская наступательная операция мало известна в широких читательских кругах, что не удивительно. Её провал напрямую связан с грандиозными стратегическими ошибками Ставки и в первую очередь самого Сталина. Поэтому в период переписывания истории Второй мировой в послевоенные годы причины и последствия этой военной катастрофы предпочитали замалчивать, а все просчёты списывали на сдавшегося в плен и после перешедшего на сторону врага командующего 2-й ударной армией генерала Власова. Так незаслуженно едва не был забыт подвиг сотен тысяч бойцов.

На фото: Раненый русский боец по шпалам узкоколейки пытается выбраться из длинной просеки (снимок фотографа 506-го полка 291-й пехотной дивизии Вермахта).
Сергей Плотников
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30