28 июля 2021 15:35

28 июля 2021 15:35

фото: Архив Владислава Реутова

Водным транспортом, с железными планами

Начальник первой службы ЗабЖД Владимир Щербаков передал дорожным историкам из музея Забайкальской магистрали очередную партию документов, проливающих свет на отдельные эпизоды в истории Транссибирской магистрали и Забайкальской дороги. В год 130-летия Транссиба они пополнят музейные фонды.

В этот раз к переданным ранее в музей истории ЗабЖД сургучным оттискам образцов печатей, используемых для оформления документов ведомства и предоставленных во временное пользование, распоряжений НКПС, охватывающих период 1933-36 гг прошлого века, добавилось красиво оформленное расписание передвижения цесаревича Николая Александровича – будущего императора России Николая II из Благовещенска до Покровки пароходами, во время его возвращения из Японии и большого вояжа по России в 1891 году.

– Факт посещения будущим императором России Дальнего Востока и Забайкалья интересен в трёх аспектах, – отметил старший научный сотрудник музея истории Забайкальской железной дороги Владислав Реутов. – В тот год состоялась закладка первого камня в ознаменование начала строительства Транссибирской железнодорожной магистрали в городе Владивостоке, а также был установлен памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьёву-Амурскому в городе Хабаровске (точная копия этого памятника изображена на пятитысячной российской денежной купюре – авт.)

Третьим интересным историческим фактом путешествия водным транспортом стало краеведческое посещение будущим самодержцем территории нашего Забайкалья, в частности, города Читы, развитой к тому времени чуть более восточных столиц империи.

Интересно, что сейчас мы живём в относительно аналогичное время. Тогда государство в лице императора Александра III и его сына – будущего императора Николая II обратило внимание на восточные границы огромной России, начав воплощать в жизнь поистине судьбоносные для Отечества транспортные проекты.

Незадолго до визита цесаревича на востоке страны были образованы главные города этой части Российской империи – Владивосток, Хабаровск, Благовещенск. А уже во время визита высокий гость получил высочайший рескрипт – письмо монарха к подданному (обычно высокопоставленному лицу) о строительстве железнодорожного пути через всю Сибирь.

Общая длина маршрута, пройденного наследником престола Российской империи, составила более 51 000 км, в том числе 15 000 км по железным дорогам на западе и порядка 22 000 км по морю и рекам. В честь визита Николая Александровича в нескольких сибирских городах были воздвигнуты триумфальные арки. В Чите в память об этом неординарном событии возвели обелиск, разрушенный в советское время.

На фото: К историческому наследию ЗабЖД относится и это самое расписание

Сергей Гриднев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30