17 февраля 2020 22:34

17 февраля 2020 22:34

фото: Архив ЗМ

К главному делу жизни подошёл обстоятельно и творчески

В свои 90 лет почётный железнодорожник Николай Колотовкин, как всегда, бодр духом, живо следит за событиями на дороге, в стране и мире.

На заслуженном отдыхе железнодорожник со стажем много времени посвящает чтению газет и журналов. Интересные статьи он вырезает и составляет из них тематические подборки. За многие годы сформировались подшивки материалов о строительстве и развитии Забайкальской железной дороги, истории Забайкалья и Читы, о непростых процессах в российской армии. Всего в личном архиве Николая Колотовкина уже больше 20 различных тематических подборок. В прежние годы Николай Владимирович и сам много писал об истории Забайкальской железной дороги, его статья о строительстве Кайдаловской ветки (ныне – Южного года ЗабЖД) несколько лет назад выходила в нашей газете. Многие годы Николай Колотовкин был внештатным корреспондентом «Забайкальской магистрали». Его исторические очерки пользовались большим интересом читателей.

Сам же Николай Колотовкин в историю Забайкальской железной дороги вошёл как основатель Читинского информационно-вычислительного центра. До этого половину своего трудового пути он прошёл движенцем.

В военном 1944 году Коля Колотовкин с отличием и похвальной грамотой окончил 7-летнюю школу на станции Шилка. Уже 1 июня он стал учеником сапожника в вагонном депо, а к концу лета так преуспел в починке обуви для вагонников, что его повысили до сапожника 3-го разряда. Осенью из Читы ему пришёл вызов в школу военных техников.

О годах учёбы в ШВТ Николай Владимирович вспоминает с благодарностью. Курсантов одели в военную форму, выдали шинели, ботинки с обмотками. Школа дала своим курсантам идейную и духовную закалку, крепкие знания о производстве, привила им дисциплинированность, ответственное отношение к делу.

После окончания ШВТ, в 1948 году, получив диплом и по одной офицерской звезде на каждый погон, одногруппники Николая Колотовкина разъехались по всему Транссибу. Ему же выпало работать дежурным по станции Билютуй. Затем были станции Отпор (ныне Забайкальск), Оловянная. В 1952 году Николай Владимирович был назначен заместителем начальника станции Борзя, а через год его перевели ревизором движения в технический сектор Борзинского отделения дороги.

В 1954 году он вместе с семьёй на три года переезжает в Хабаровск, учиться в институте железнодорожного транспорта. В 1957 году с «красным» дипломом возвращается на родную Забайкальскую дорогу, где Николай Владимирович был назначен начальником технического сектора Борзинского отделения дороги.

Почти восемь лет Николай Владимирович посвятил работе на станции Карымская, сначала трудился заместителем начальника, а затем и начальником этой большой узловой станции. Как вспоминает Николай Колотовкин, это были годы напряжённой работы, когда приходилось решать вопросы организации производства и обеспечения безопасности движения поездов.

В 1969 году Николая Владимировича ждало новое назначение, на должность начальника отдела эксплуатации – заместителя начальника Читинского отделения дороги. Через два года он по поручению руководства дороги приступил к организации информационно-вычислительного центра.

– Под руководством Николая Владимировича была создана материально-техническая база центра, – вспоминает Александр Седых, работавший в тесной связке с Колотовкиным больше 15 лет. – Нужно было сформировать коллектив в условиях, когда было очень мало вузов, выпускающих специалистов по электронике и программированию. К нам пришло много молодёжи, которую необходимо было заинтересовать не только перспективной работой, но и помощью в решении жилищных проблем, устройстве детей в дошкольные учреждения. Николай Владимирович отличался дисциплинированностью и исполнительностью, умел наладить коллективную работу, животрепещущие проблемы решал в тесном контакте с профсоюзными и партийными организациями. Под его руководством ИВЦ не один год становился победителем трудового соревнования на дороге. Ему, движенцу по образованию, пришлось осваивать много незнакомых до этого наук, таких, например, как система управления, кибернетика, учиться на курсах повышения квалификации, участвовать в сетевых совещаниях.

Николай Владимирович вспоминает, что специалистов в центр приходилось собирать буквально по одному. В этом деле очень помог начальник дороги Василий Калиничев, который выделил для работников молодого коллектива сразу шесть квартир и потом не забывал оказывать ИВЦ всяческую поддержку. В 1977 году центр получил новое здание и более мощные вычислительные машины.

Теперь о голодном детстве, школе военных техников, многолетней непростой работе на Забайкальской железной дороге напоминают многочисленные фотографии в семейных альбомах и газетные публикации, которые Николай Владимирович бережно хранит для детей, внуков и правнуков.

На фото: Николай Колотовкин, основатель Читинского ИВЦ

Ольга Вяткина

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29