21 июня 2019 03:06
фото: Мушег Чарчоглян

Железнодорожник по профессии, писатель и поэт – по призванию

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения известного забайкальского писателя и поэта Георгия Граубина. Однако, мало кто знает, что Георгий Рудольфович начинал свой трудовой путь на Читинском паровозовагоноремонтном заводе…

Стать железнодорожником будущему поэту посоветовал случайный знакомый. В 1947 году Георгий Рудольфович жил с семьёй на станции Кука, где работал десятников в лесхозе, следил за погрузкой. В лесу солдаты заготавливали древесину, которую на станции пленные японцы грузили в вагоны. В один из дней на станцию приехал военный. Он и посоветовал молодому рабочему: «Что тебе здесь делать? Поступай к нам – в школу военных техников». Георгий Граубин начал усиленно готовиться к поступлению. Хотя и работа отнимала слишком много сил и времени. Большие усилия будущий курсант прикладывал к математике, а вот с русским языком он дружил. На экзаменах по математике парень откровенно «плавал», но преподаватель отнёсся к нему с пониманием, поставив хорошую отметку. По результатам экзаменов будущего поэта и железнодорожника зачислили в школу военных техников. Таких уникальных и престижных учебных заведений было всего четыре по всей стране: в Хабаровске, Иркутске, Новосибирске и Чите. Занятия в школе велись с военным уклоном на протяжении четырёх лет и четырёх месяцев. Дисциплина в школе была строгой, потому что командные должности занимали офицеры, многие из которых прошли Великую Отечественную войну. В дни войны выпускники ШВТ прекрасно показали себя, они уверенно ориентировались в любой обстановке. Движенцы во время бомбёжек быстро перегоняли поезда на запасные пути. Машинисты показывали чудеса храбрости, а энергетики быстро обеспечивали теплом и светом станции и депо.

Получив дипломы и звания младших лейтенантов, однокурсники Георгия Рудольфовича разъехались кто куда. Он же выбрал себе не самое «тёплое» место – паровозовагоноремонтный завод. Об этом предприятии в те годы много писали газеты. Оно было самым большим в Чите, да ещё и с революционными традициями. Несколько раз во время практики курсантов ШВТ приводили в цехи завода. И везде их встречали приветливые улыбки, готовность посвятить в свои рабочие тайны.

– Мне нравился даже заводской беспрерывный гул – сильный, утробный, исходящий от станков, компрессоров, дымососов, – вспоминал позднее Георгий Граубин. – И особенный, свойственный только большому заводу, сложный букет запахов, впитавший в себя запахи окалины, мазута, угля, металла, перегретого пара. Я с первых дней влюбился в свой паросиловой цех, куда меня определили мастером.

Через год главный энергетик завода забрал его в свой отдел. Работа захватывала всё больше. Граубин бывал в цехах, знал многих работников, успевал выпускать сатирическую газету. Как раз в этот период на него обратили внимание в областном комитете комсомола. Первым подошёл секретарь Железнодорожного райкома комсомола Алексей Соловьёв. Сказал, что есть мнение перевести его в редакцию областной молодёжной газеты. Молодой человек ответил отказом: «Работа на заводе мне нравится, ни в какую газету не пойду!». Тогда его вызвали на бюро обкома, где ещё раз прозвучало приглашение. Молодой мастер был непоколебим и вновь отказался. Тогда перед ним выставили ультиматум: либо идёшь в «Комсомолец Забайкалья» возглавлять отдел рабочей молодёжи, либо комсомольский билет – на стол. Так Георгий Рудольфович под напором партии и стал журналистом. Работа на ПВРЗ навсегда осталась в памяти Георгия Граубина. Ещё два года он с гордостью и удовольствием носил железнодорожный китель. С родным предприятием и железнодорожниками он поддерживал связь всю жизнь. Кстати, первая книга его стихов, «Утренний гудок», вышедшая в Читинском книжном издательстве в 1955 году, была посвящена заводу и его труженикам. Спустя многие годы он посвятит этому счастливому заводскому времени несколько глав в книге воспоминаний. Уже в преклонном возрасте напишет книгу «Магистраль», в которую вошли 15 очерков о заслуженных железнодорожниках, оставивших немалый след в истории Забайкальской железной дороги. Уйдя из жизни в мае 2011 года, Георгий Рудольфович оставил большое литературное наследие. На его удивительных стихах и рассказах выросло не одно поколение советской, а теперь уже российской ребятни, по его учебнику «Наша малая Родина» учатся в начальной школе. Значит, память о выдающимся поэте и писателе с железнодорожными корнями продолжает жить в сердцах его читателей, коллег и земляков!

На фото: Всю свою жизнь Георгий Граубин поддерживал связь с родным предприятием и железнодорожниками.


Ольга Стракович

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30