14 октября 2019 11:10
фото: Семён Казак

Подготовка осмотрщиков вагонов – в числе приоритетных задач

Специалистам вагонного хозяйства знакома ситуация, когда молодые рабочие, получив профессию осмотрщика-ремонтника вагонов, стремятся пройти переподготовку и освоить новую специальность, уже в тяговом хозяйстве. О том, как справиться с этой проблемой, на примере подготовки осмотрщиков на важной узловой станции Карымская рассказал первый заместитель начальника вагонной службы дирекции инфраструктуры Андрей Баранов.

В эксплуатационном вагонном депо допускают вагоны на инфраструктуру дороги после проведения ремонта. Здесь производят плановый капитальный ремонт вагонов по истечении межремонтного срока или в зависимости от величины их пробега, а также текущий отцепочный ремонт, когда вагон потерял свои эксплуатационные параметры и угрожает безопасности движения. В вагонном депо его восстанавливают и вводят в строй. Вовремя определить наличие неисправности вагона и не допустить угрозы безопасности движения – это компетенция осмотрщика вагонов.

– Дефицит осмотрщиков существует практически везде, – рассказывает Андрей Баранов. – Связано это, во-первых, с демографическим кризисом. Во-вторых, население, в том числе молодёжь, имеют кредиты, есть у них и стремление повысить зарплату, особенно при наличии семьи. Ведь если в 90-е годы прошлого века осмотрщик вагонов получал зарплату, почти равную зарплате помощника машиниста, то сейчас разница составляет около 30 тыс. рублей. Тем не менее, при существующей текучести кадров осмотрщиков-ремонтников вагонов нам в основном удаётся сохранять их штат на предприятии укомплектованным.

Обучение осмотрщиков организовано в Забайкальском учебном центре профессиональных квалификаций. При заочной форме в учебных заведениях на полигоне ЗабЖД учащиеся параллельно получают профессию «Техник-механик» и могут работать в колёсном цехе, в тележечном отделении, имеют право занимать должности среднего руководящего звена. В ходе получения высшего образования перспективную молодёжь берут на заметку, растят руководителей. Для привития навыков этой профессии на каждом пункте техобслуживания вагонов есть учебные полигоны.

– Кроме того, на каждом предприятии есть наставники, стаж работы которых около 30-40 лет, – пояснил Андрей Баранов. – Пришёл новый человек на предприятие, и мы стараемся закрепить его за конкретным наставником. Наставник, который имеет свою методику работы, показывает новичку её важные моменты, говорит, какую работу в какие сроки необходимо провести и с какой его ответственностью. А после того, как молодой рабочий отработал два года с наставником, то возможно, что на него будет возложена ответственность старшего осмотрщика вагонов.

Большую помощь, по словам Андрея Баранова, оказывает руководство дороги. Начальник ЗабЖД Александр Скачков вникает практически в каждую проблему, если её не удаётся решить в сжатые сроки. В числе этих проблем входят и те, которые образуются внутри вагонного хозяйства. От имени начальника дороги пишутся письма в центральный аппарат компании, и решение оперативно принимается уже на другом уровне. Мощная поддержка придаёт молодым рабочим вагонных депо сил и уверенности.

Эксплуатационные вагонные депо – это предприятия, которые зарабатывают деньги, – отметил Баранов. – На наших предприятиях ремонтируют вагоны, потерявшие работоспособность во время эксплуатации, и снова вводят их в строй, а вагоновладелец платит за ремонт. Эффективность этой работы напрямую зависит от подбора и подготовки кадров массовых профессий, в том числе осмотрщиков. Поэтому их подготовка – задача приоритетная.

На фото: Техническая исправность вагонов – одна из основ безопасности движения поездов

Сергей Гелашвили

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30