20 марта 2019 08:40
фото: Семён Казак

Защита не подкачала

В большинстве дистанций сигнализации, централизации и блокировки на ЗабЖД снизилось количество отказов по причине грозовых разрядов

В службе автоматики и телемеханики Забайкальской дирекции инфраструктуры подвели итоги работы устройств грозозащиты в дистанциях сигнализации, централизации и блокировки в грозовой период 2017 года.
Грозовая активность минувшим летом, по наблюдениям специалистов службы, была значительной практически по всему главному ходу Забайкальской дороги. Впрочем, оборудование автоматики и телемеханики было заранее и достаточно надёжно защищено.

Аппаратура грозозащиты представляет собой дополнительное оборудование к релейным шкафам на сигнальных точках пути. Другими словами, она предназначена для защиты устройств числовой кодовой автоблокировки и переездной сигнализации от перенапряжений вследствие внешнего воздействия. Приборы грозозащиты рассредоточены на всём протяжении пути в зоне обслуживания Забайкальской дирекции инфраструктуры. Ими оборудована каждая сигнальная точка, разделяющая перегон на отдельные блок-участки. Каждый такой участок ограждён мачтой, сигнальным огнём и релейным шкафом. Сигнальная точка (проще говоря, светофор) предупреждает машинистов локомотивов о любой неисправности в пути следования. Загорается красный сигнал, значит, необходимо прекращать движение. По такой схеме работает каждый светофор в случае возникновения какой-либо внештатной ситуации, включая и повреждение грозовым разрядом.

Грозовые разряды бьют по оборудованию СЦБ крайне редко, тем не менее, в дистанциях сигнализации, централизации и блокировки отработан алгоритм действий работников на случай подобной ситуации. В случае отказа системы из-за удара молнии или возникновения перенапряжения в сети по какой-либо другой причине автоматически включается дизель-генератор, который обеспечивает временное питание сети. Гарантия безопасности в движении поездов должна быть полной, а это значит, что дорогостоящее оборудование грозозащиты на перегонах просто необходимо.

Следует отметить, что в этом году ситуация по грозам отличалась от ситуации в 2016-м. Если в прошлом году большинство гроз пришлось на июль, то в нынешнем они почти равномерно случались на протяжении всего лета.

В хозяйстве СЦБ к грозам готовятся заранее. Ежегодно до мая проводится обучение работников особенностям содержания устройств при грозах, сильных порывах ветра, ливневых дождях, лесных пожарах и других нестандартных ситуациях.

В грозовой сезон 2017 года электромеханики службы автоматики и телемеханики постарались предпринять максимальные усилия для снижения риска возникновения сбоев в работе устройств СЦБ в результате воздействия атмосферного электричества. Тем не менее, в трёх дистанциях из одиннадцати в этом году зафиксирован рост количества отказов из-за грозовых перенапряжений.

Например, по результатам семи месяцев в Зиловской дистанции СЦБ было зафиксировано 22 таких отказа, в то время как за аналогичный период прошлого года их было всего пять. С 13 до 17 выросло количество отказов в Могочинской дистанции, с девяти до 16 – в дистанции Ерофей Павлович. Повторилась ситуация по количеству отказов в Сковородинской дистанции СЦБ. Их, как и годом ранее, было восемь случаев.

Ни одного случая воздействия грозового разряда на работу оборудования ЖАТ не отмечено в Борзинской и Шимановской дистанциях СЦБ. Незначительного снижения по количеству отказов добились в Хилокской, Читинской, Шилкинской и Белогорской дистанциях сигнализации, централизации и блокировки.

На фото: Оборудование грозозащиты перед установкой на линии обязательно проходит процедуру проверки и тестирования.

Константин Чиров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30