21 сентября 2019 10:27
фото: Семён Казак

Снижают расходы на ресурсы

На полигоне Забайкальской дороги ищут и находят резервы экономии топлива и энергии

Четвёртый год на полигоне Забайкальской магистрали целенаправленно снижают энергоёмкость перевозочного процесса. Одновременно повышают эффективность использования энергоресурсов в стационарной энергетике и на другие нетяговые ресурсы. И это приносит хорошие результаты.

– В 2017 году правление ОАО «РЖД» поставило задачу – обеспечить снижение энергоёмкости производственной деятельности на полигоне Забайкальской железной дороги к уровню предыдущего года не менее, чем на 0,8%, – сказал заместитель начальника дорожного топливно-энергетического центра Александр Воронов. – А по прогнозу, в первом квартале её удалось снизить на 5,1%: до 59,9 кг условного топлива на 10 тыс. приведённых тонно-километров нетто при плане 62,3 кг.

Дорожный координационный центр ежегодно оценивает возможные резервы по экономии топливно-энергетических ресурсов по каждому функциональному филиалу, действующему в границах Забайкальской дороги. Наибольшие резервы, как показала жизнь, выявлены в локомотивном хозяйстве. И тому есть объяснение. Это обновление локомотивного парка, изменение технологии вождения поездов, увеличение количества пропускаемых соединённых и тяжеловесных поездов, постоянное повышение квалификации локомотивных бригад. Например, замена грузовых электровозов серии ВЛ80 современными «Ермаками» позволяет ежегодно экономить тысячи тонн условного топлива. В первую очередь за счёт использования менее энергоёмких локомотивов и применения рекуперативного торможения. Резервы значительной экономии ТЭР найдены в стационарной энергетике и на другие нетяговые нужды.

Повышение энергетической эффективности перевозочного процесса происходит за счёт совершенствования методов управления движением поездов и улучшения показателей использования локомотивов. На ЗабЖД повышают средний вес грузовых поездов, увеличивая долю тяжеловесных поездов, снижают долю порожнего пробега грузовых вагонов и одиночного следования локомотивов, а также количество неграфиковых остановок поездов, задержек их у запрещающих сигналов, повышают квалификацию локомотивных бригад путём обучения рациональным режимам вождения поездов. Весомый вклад в это дело вносит внедрение автомашиниста электротяги с регистратором параметров движения поезда и системой информирования машиниста для организации движения по жёстким ниткам графика. То же можно сказать о сокращении расхода ТЭР локомотивами за счёт осуществления гибкого регулирования режимов прогрева машин.

Как итог, по итогам работы за первый квартал 2017-го удалось сэкономить без малого 4 млн 239 тыс. кВт-ч электроэнергии и 147,65 т дизельного топлива, или 18 млн 270,9 тыс. рублей.

Повышение эффективности использования энергоресурсов в стационарной энергетике и на другие нетяговые нужды позволило сберечь в первом квартале 1 млн 854,4 тыс. кВт-ч электроэнергии, около 79,7 т дизельного топлива, свыше 22 т бензина, 62,5 т мазутного топлива, 698,3 Гкал тепловой энергии и более 2 тыс. т угля. В стоимостном выражении это составило 14 млн 955,1 тыс. рублей.

А всего на полигоне Забайкальской магистрали предприятия железнодорожного транспорта сэкономили за первый квартал этого года топливно-энергетические ресурсы на сумму 33 млн 226 тыс. рублей. Затраты же на организацию мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в функциональных филиалах не превысили за это время 4,5 млн рублей.

На фото: Аппаратно-программный комплекс «БОРТ», установленный на современных тепловозах, позволяет экономить значительное количество дизельного топлива

Николай Гоголь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30