19 февраля 2020 23:07

19 февраля 2020 23:07

фото: Семён Казак

Ресурсы в тяге – немалые

Во всех эксплуатационных локомотивных депо на полигоне Забайкальской магистрали машинисты экономят электроэнергию и топливо

В минувшем году подразделения Забайкальской дирекции тяги перевыполнили план перевозок на полигоне Забайкальской магистрали на электрической тяге на 1,4%, а объём работы на тепловозной тяге – на 6,9%.

С каждым годом работы у локомотивных бригад грузового движения прибавляется, что объясняется растущим объёмом перевозок на Восточном полигоне. Не стал исключением и 2016 год. Коллектив Забайкальской дирекции тяги перевыполнил объём работы в грузовом движении. Для сравнения, объём перевозок на электрической тяге в 2016-м превысил показатели 2015-го на 6,2%, а объём работы на дизельной тяге вырос ещё значительнее – на 15,7%. При этом расход электрической энергии на тягу поездов уменьшился на 2 млн 49 тыс. кВт-ч к установленному праву расхода, а экономия дизельного топлива к праву расхода составила 501 тонну условного топлива. Другими словами, при растущем объёме работы у локомотивных бригад удельный расход электроэнергии и дизельного топлива, напротив, последовательно уменьшается. Он ниже плановой нормы и фактического удельного расхода электроэнергии и дизельного топлива в 2015 году. Это говорит о том, что локомотивные бригады не только умело водят поезда, но и экономят при этом топливно-энергетические ресурсы.

И не только в поездках. По итогам минувшего года на убыль пошло количество часов горячего простоя электровозов без бригад и перемещения. Оно уменьшилось, по сравнению с 2015 годом, на полтора процента. А расход электроэнергии – на 1,6%.

Ещё весомее эти показатели в тепловозном хозяйстве. Количество часов горячего простоя тепловозов без бригад и перемещения уменьшилось на 19,8% против 2015 года, а расход дизельного топлива по данным операциям – на 15,8%.

– В 2016 году за счёт выполнения программы ресурсосбережения мы сэкономили 70 млн 647 тыс. кВт-ч электроэнергии, 2 тыс. 512,9 тонны дизельного топлива, 2,19 тонны бензина, 72,5 Гкал тепловой энергии и 19,5 тонны угля, – привёл примеры рачительного отношения к делу начальник техотдела Забайкальской дирекции тяги Евгений Фёдоров.

Правда, эти показатели могли бы быть весомей, если бы не целый ряд «но»...

ЗабЖД при росте объёма перевозок к 2015 году потеряла в 2016-м в участковой скорости. На это повлияли наличие предупреждений, отказы в работе техсредств и проведение технологических «окон». При росте объёмов перевозок на 4,7% к 2015-му, участковая скорость уменьшилась на 1 км/час, или на 2,7%. В результате экономия топливно-энергетических ресурсов за год составила только 23 млн 342 тыс. кВт-ч вместо планируемых 64,3 млн.

Меньше ожидаемой получена экономия ТЭР за счёт эффективного использования систем автоведения в пассажирском движении (997,1 тыс. кВт-ч при плане 1,62 млн). То же можно сказать об экономии за счёт гибкого регулирования режимов прогрева в электротяге (горячий простой). Вместо планируемых 2,92 млн кВт-ч сберегли только 1,97 млн. Ещё хуже обстоит дело с комплексом мер по повышению технической надёжности технических средств. При плане 16,89 млн кВт-ч фактическое выполнение составило всего 467 тыс. Причина кроется в отсутствии методики расчёта эффекта.

В чём заметно преуспели локомотивные бригады дирекции тяги, так это в повышении возврата электроэнергии в контактную сеть, что позволяет эксплуатационным локомотивным депо, как правило, перевыполнять задания по энергосбережению. Это следствие значительного обновления локомотивного парка на полигоне Забайкальской магистрали.

– В 2017 год дирекция тяги вступила, имея в парке 632 локомотива, способных к рекуперативному торможению, – отметил Евгений Фёдоров. – В том числе – 457 грузовых электровозов 3ЭС5К в ТЧЭ Чита, 47 электровозов 2ЭС5К и 125 пассажирских электровозов ЭП1 в ТЧЭ Белогорск.

По словам Евгения Викторовича, за минувший год объём рекуперированной электроэнергии составил 297 млн 129 тыс. кВт-ч, что на 3,3 % больше плана и на 7,6 % выше уровня 2015 года.

Результат мог бы быть ещё выше, если бы не упущенный объём рекуперации в первой половине марта 2016-го. Тогда на падение уровня рекуперации повлиял временный запрет на применение комбинированного торможения после схода вагонов на станции Пеньковая.

Вслед за пассажирским движением всё шире используется и автоведение грузовых поездов. 63 электровоза 3ЭС5К оборудованы системами автоведения. Эффективность их использования позволила сэкономить в 2016 году 3,6 млн кВт-ч, что на миллион больше плана. В рамках программы «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» в минувшем году на «Ермаках» установили 44 системы УСАВП.

Одновременно с этим в дирекции тяги обучили 3 тыс. 715 машинистов, или 95% от общего их количества, задействованного в грузовом движении на электротяге, умению водить поезда с использованием системы УСАВП-Г.

Сегодня локомотивные бригады, наряду с умением водить по сложному профилю ЗабЖД поезда повышенной длины и веса, демонстрируют ещё и рациональное использование электроэнергии на тягу.

На фото: Приход «Ермаков» на Забайкальскую дорогу позволил повысить возврат электроэнергии в контактную сеть

Николай Гоголь

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28