26 сентября 2020 18:56

26 сентября 2020 18:56

фото: Семён Казак

Стойкая палитра постоянства

В эти дни исполнилось 50 лет фирменному поезду «Россия»

Вся история фирменного поезда 1/2 «Россия» связана с Транссибирской магистралью. Пройдя первый путь от Москвы до Владивостока через полвека после открытия сквозного движения по Транссибу, в 1966 году, на днях поезд отпраздновал своё 50-летие. Игра дат, не иначе.

Накануне знаменательной исторической даты на это обратил внимание директор музея истории ЗабЖД Владислав Реутов.

– 18 октября 2016 года отмечается 100-летие масштабного события – завершения строительства Амурского моста вблизи Хабаровска, позволившего осуществлять непрерывное сообщение через всю страну от Санкт-Петербурга до Владивостока, – сказал Владислав Реутов. – С этого момента Великий Сибирский железнодорожный путь полностью пролегал по территории Российской империи.

До этого первые поезда прямого сообщения следовали от Москвы до Владивостока по Транссибирской магистрали и далее по Китайско-Восточной железной дороге. В 1903 году время движения занимало 16 суток в одном направлении! При этом четыре люксовых поезда отправлялись еженедельно. Поезда курсировали по понедельникам, средам, четвергам и субботам. В полдень на третьи сутки поезд прибывал в Челябинск, утром на восьмые сутки – в Иркутск. Затем следовала переправа через Байкал на пароме в течение четырёх часов, а зимой по проложенным прямо по льду озера рельсам. Так продолжалось до 1905 года, пока не открыли движение по Кругобайкальской железной дороге.

– В полдень на 11 сутки поезд прибывал в Читу – сообщил Владислав Александрович, – а ещё через шесть суток – на конечный пункт следования, порт Дальний.

В годы Советской власти подготовку поезда сообщением Москва – Владивосток осуществляли трест спальных вагонов и контора по обслуживанию пассажиров (резерв проводников). Указанием МПС СССР от 23 февраля 1957 года был образован вагонный участок восточного направления, на который возложили почётную обязанность оборудования первого советского поезда.

30 сентября 1966 года отправился в свой первый рейс фирменный поезд «Россия». В рапорте руководства вагонного участка восточного направления министру путей сообщения Б.П. Бещеву от 25 октября 1966 года говорилось:

«Поезд имеет нарядный вид – окрашен в яркие цвета, надписи «Россия» и «Москва – Владивосток» выполнены накладными эмалированными буквами белого цвета. В поезде установлена телефонная связь между бригадиром-механиком и проводниками вагонов, титаны переоборудованы с угольного отопления на электрическое, в купейных вагонах установлены наушники. В каждом купе имеются чайник, четыре стакана с подстаканниками. Обслуживание поезда было доверено комсомольско-молодёжной бригаде имени ХV съезда ВЛКСМ под руководством механика-бригадира Н.А. Пятаковой. В пути следования поездная бригада проявляла внимание к запросам пассажиров. Через бюро добрых услуг люди получали свежие газеты, журналы, художественную и политическую литературу, справки о проезде и другие услуги».

На протяжении всего времени поезд «Россия» оставался одним из самых лучших поездов Советского Союза и Российской Федерации. Таков он и поныне.

Внешнюю окраску вагонов периодически меняли. Она была вишнёвой, с большими металлическими буквами, затем красной, малиновой, зелёной. Начиная с 2000 года, вагоны «России» окрашивают в цвет российского флага с обязательным трафаретом Государственного Герба Российской Федерации.

До 1993 года поезд ходил ежедневно. С введением в 1993 году летнего графика стал ходить через день, по нечётным числам.

С 1 июля 2002 года в составе «России» начали курсировать вагоны повышенной комфортности экономического и бизнес-класса с предоставлением пассажирам дополнительного сервисного обслуживания, стоимость которого включается в стоимость проезда.

В начале 2005 года дизайн внутреннего убранства вагонов преобразился. Лучшие дизайнерские фирмы участвовали в разработке нового интерьера вагонов поезда. В апреле 2005 года в Самаре, на ежегодном конкурсе фирменных поездов ОАО «РЖД», дизайн интерьера вагонов «России» получил высокую оценку и был отмечен Гран-при.

Сейчас состав главного поезда страны следует по восьми железным дорогам, перевозя за год более 200 тыс. пассажиров со всех краев нашей необъятной Родины, – отметил Владислав Реутов.

На фото: В этом году «Россия» в очередной раз поменяла внешнюю окраску на изображения амурского тигра и дальневосточного леопарда

Сергей Гриднев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31